Есть цели — есть решения: будущие педагоги презентовали свои проекты в сфере ЦУР

- 17:01Новости

В БГПУ прошел I Республиканский форум юных друзей ЦУР. Он стал итогом Республиканского образовательного проекта «Уроки устойчивого развития», который был инициирован и реализован в 2022/2023 учебном году Координационным центром «Образование в интересах устойчивого развития» Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Участниками проекта стали 252 учащихся профильных классов педагогической направленности, представляющих 43 учреждения общего среднего образования из всех регионов нашей страны.

В рамках проекта проведено 19 онлайн-занятий, посвященных всем 17 ЦУР, которые еженедельно проводились сотрудниками Координационного центра для участников проекта с сентября 2022 по февраль 2023 г. Ребята не только сами ознакомились с содержанием ЦУР, но и провели подобные тематические занятия в рамках педагогических проб с учащимися младших классов, воспользовавшись дидактическими сценариями и презентациями данных цифровых уроков, которые были размещены на сайте проекта.

Вторым этапом проекта стал конкурс «Юные друзья ЦУР». Для участия педклассовцам необходимо было прислать организаторам мотивационное письмо, творческий продукт и план социально значимой инициативы в контексте выбранной ЦУР. Обязательным условием выхода в финал стала реализация заявленной инициативы и публикация о ней в СМИ с целью популяризации ЦУР среди местного населения. Их авторы и стали участниками I Республиканского форума юных друзей ЦУР.

От имени ректората университета к финалистам конкурса обратилась проректор по научной работе БГПУ А.В. Позняк. Александра Валентиновна стояла у истоков реализации проекта педагогических классов в нашей стране, поэтому она с особой радостью поприветствовала участников форума и высказала надежду, что спустя год они пополнят ряды студентов ведущего педагогического вуза страны и продолжат деятельность по продвижению ЦУР не только в школьной, но и в студенческой среде.

С приветственным словом к финалистам проекта обратилась заместитель начальника управления по работе с молодежью Министерства образования Татьяна Минченко. В своем выступлении она отметила важность включения ОУР практик в деятельность учреждений образования, определила потенциал социально значимых проектов в формировании личностных качеств и компетенций школьников и пожелала педклассовцам не останавливаться в деятельности по продвижению ЦУР, и уже в качестве студентов БГПУ принять участие в конкурсе Молодежных послов ЦУР.

Почетные гости форума побывали на церемонии награждения победителей конкурса. Сертификаты участника конкурса, символические знаки «Юный друг ЦУР 2023» и ценные подарки получили 40 учащихся педагогических классов.

Победители представили социально значимые инициативы, реализованные ими в рамках конкурса, в формате квилтинг-сессии «#ЯиЦУР».

Квилтинг — техника лоскутного шитья, а лоскутное одеяло испокон веков является символом стремления к целостности и единению людей, различных по статусу, полу, образованию и характеру. Данная идея полностью соответствует ценностям устойчивого развития и основополагающему принципу Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. — «Никого не оставить в стороне».

Участникам форума предложили создать лоскутное одеяло на карте Беларуси. В качестве «лоскутков» выступали символы 17 ЦУР, которые ребята, рассказывая о реализованных инициативах, наклеивали на территорию своего города или района, тем самым визуализируя результаты собственной деятельности в рамках проекта.

Дарья Барыш из гимназии Щучина рассказала о «ЗОЖигательном марафоне полезных привычек» (ЦУР 3 — Хорошее здоровье и благополучие), который она инициировала среди учащихся. Марафон включал утреннюю зарядку, динамические перемены, информационные минутки «Все о закаливании», «Полезное питание», «Спорт и физические нагрузки». Его участники смогли углубить знания о ЗОЖ, принять участие в профилактических мероприятиях, реализовать свои лидерские, коммуникативные, организаторские и творческие способности, получить опыт работы в команде.

Елизавета Железовская из средней школы № 13 Жлобина имени В.В. Гузова реализовала проект «#МыВместе» (ЦУР 10 — Уменьшение неравенства), направленный на создание условий для формирования толерантного отношения к учащимся с особенностями психо-физического развития в учреждении образования и реализации их потребностей в общении, творчестве и самореализации. Его актуальность обусловлена необходимостью развития коммуникативных навыков, социальной адаптации детей с ОПФР и формированием у учащихся школы толерантного отношения к ребятам с инвалидностью. В рамках проекта были проведены неделя настольных игр «Ход конем», неделя творческих находок «Музыка нас связала», поход «Вместе весело шагать».

Лидия Лысенко из лицея Жабинки представила свою деятельность в рамках ЦУР 9 — Индустриализация, инновации и инфраструктура. С целью проведения информационно-разъяснительной работы о ЦУР среди жителей города Лидия разработала серию тематических флаеров, печатной продукции, стикерпаков для Viber, инициировала пошив шопперов с элементами авторской кастомизации с логотипом ЦУР 9, провела молодежные акции на тему «Инфаструктура и безопасность», «Чистый город на земле»; создала страницы в TikTok с размещением мотивационных рилсов о Целях устойчивого развития, инициировала экскурсию на «Жабинковское ЖКХ».

Не менее насыщенной была и деятельность Анастасии Маскаль из средней школы № 3 Дятлово по продвижению ЦУР 7 — Недорогостоящая и чистая энергия. Среди учащихся младших классов она инициировала конкурс рисунков на тему экономии электроэнергии, провела тематическую игру «Да будет свет!» и мастер-класс по изготовлению поделок из вторсырья «Копилка идей», а также акции «Сохрани природные ресурсы» и «Электричество не бесконечно». Кроме того, создала и распространила листовки-памятки по экономии электроэнергии.

Защита реализованных проектов проходила в формате открытого микрофона, ребята отвечали на вопросы зала, делились впечатлениями об уроках о ЦУР, которые они проводили с учащимися младших классов, и планами, связанными с продвижением ЦУР среди молодежи в следующем учебном году.

Интерактивным этапом форума стал ЦУР-марафон. Учащиеся и их педагоги были разделены на шесть команд. В роли тимлидеров каждой из них выступили члены клуба «ПРОФиль+», объединяющего выпускников педагогических классов, а ныне — студентов БГПУ. Тематические локации были размещены в знаковых местах главного корпуса университета. Участники форума посетили центр робототехники, библиотеку, музей, актовый зал и Координационный центр «Образование в интересах устойчивого развития». На площадках марафона педклассовцы смогли проверить свои знания о ЦУР в ходе интеллектуальной игры «ЦУР: Что? Где? Когда?» и экологического твистер-блока «Знай, чтобы сохранить», а также разработать серию тематических гексов и создать символические изображения различных ЦУР с помощью компьютерной графики.

Ребята справились со всеми предложенными заданиями и в качестве приза получили медали и сувениры с изображением маскота Координационного центра — белки-летяги.

Судя по отзывам финалистов конкурса «Юные друзья ЦУР», участие в проекте «Уроки устойчивого развития» способствовало не только межличностному общению и приобретению нового социально значимого опыта, но и формированию целого спектра навыков и компетенций, совершенствованию лидерских качеств, развитию ценностных ориентиров.

Инесса ЗУБРИЛИНА,
начальник Координационного центра ОУР БГПУ