Нормативно-правовые аспекты подготовки воспитанников замещающих семей к самостоятельной жизни

- 16:19Газета "Домой!", Новости

Семья является главным источником успешной социализации ребенка в обществе. И замещающая семья не исключение. Именно в семье ребенок формируется как личность и как часть общества; из семьи дети выходят во взрослую жизнь. 

Особенностью детей сиротской категории является наличие психотравмирующего опыта, который, как правило, негативно сказывается на их психическом развитии, отличает их от сверстников, живущих в биологических семьях, и проявляется в социальной незрелости, проблемном поведении и учебе, неспособности реализовывать свои права и нести ответственность за принятые решения.

В связи с этим воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье имеет ряд принципиальных отличий от воспитания в биологической семье и осуществляется на профессиональной основе и реализации договорных обязательств.

От приемных родителей (родителей-воспитателей) требуется:

умение планировать и анализировать свою деятельность;

наличие специальных знаний и компетентности в разных отраслях жизнедеятельности;

способность ежедневно решать как педагогические, так и юридические, социально-культурные проблемы приемного ребенка, а также постоянно развивать свои знания и навыки, учиться и познавать новое.

В практической деятельности приемные родители (родители-воспитатели), как правило, стремятся создать благоприятные условия для интеграции принятых на воспитание в семью детей, развития их социальных и коммуникативных навыков, обеспечивают необходимые воспитательные мероприятия, но не всегда в должной мере реализуют вопросы, связанные с подготовкой их к самостоятельной жизни, а также защитой их прав и законных интересов.

Вместе с тем будущее детей напрямую зависит от того, насколько они смогут интегрироваться в общество, осуществлять общественно полезную деятельность с учетом своих индивидуальных особенностей, а также насколько будут реализованы государственные гарантии по их социальной защите, так как реализация прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа неразрывно связана с процессом их социализации.

Хотелось бы подробнее остановиться на нормативно-правовых аспектах деятельности замещающих родителей по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Согласно Положению о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2013 года № 433 (далее — Положение о постинтернатном сопровождении), опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели являются субъектами постинтернатного сопровождения воспитанников и наравне с другими заинтересованными специалистами обеспечивают реализацию задач постинтернатного сопровождения:

 обеспечение гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

содействие детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении образования, трудоустройстве, защите личных неимущественных и имущественных прав.

Для реализации этих задач с целью успешной интеграции детей в общество на основании пункта 17 Положения о постинтернатном сопровождении замещающие родители реализуют следующие направления деятельности.

  1. Осуществление подготовки воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

Данная деятельность является комплексной и предусматривает взаимодействие замещающих родителей с педагогами в реализации воспитательных мероприятий, направленных на усвоение воспитанниками социокультурных норм и ценностей, развитие личности, способной к самоопределению и реализации в обществе, исходя из ее индивидуальных особенностей. Создание условий для профориентации, получения соответствующего образования и трудоустройства воспитанников.

  1. Содействие получению воспитанниками социально-педагогической, психологической, правовой и иной помощи.

Для реализации данного направления замещающим родителям необходимо обеспечить тесное взаимодействие со специалистами управлений (отделов) по образованию, учреждений образования по месту обучения детей, социально-педагогических центров, а также при необходимости иных учреждений для реализации потребности воспитанников в индивидуально-ориентированной помощи.

Дополнительно нужно обратить внимание, что замещающие родители вправе от адвокатов получить необходимую юридическую помощь в интересах детей за счет средств коллегий адвокатов на основании подпункта 1.6.1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.03.2014 № 64 “О некоторых вопросах правового просвещения населения”.

  1. Содействие общению воспитанников с родителями и иными родственниками в порядке, установленном законодательством.

Обязанность организовывать общение воспитанников с братьями, сестрами, родителями, другими членами их семей определена также типовым договором об условиях воспитания и содержания детей. Несмотря на противоречивость и деликатность данного вопроса для замещающих родителей, а также на желание оградить детей от переживаний, связанных с данным общением, важно понимать, что хорошо развитая сеть социальных контактов является одним из важнейших факторов самоопределения воспитанников и успешной интеграции их в самостоятельную жизнь.

  1. Обеспечение регистрации воспитанников по месту жительства, своевременная постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством.

В случае, если у воспитанников замещающих семей нет права собственности на жилые помещение и отсутствуют закрепленные за ними жилые помещения, замещающие родители обеспечивают их регистрацию по месту жительства по адресу расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа по месту первоначального приобретения статуса и постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт  351  Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413, пункт 3 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

  1. Обеспечивают передачу детям-сиротам по достижении ими совершеннолетия имущества, управление которым осуществлялось в соответствии с Положением о порядке управления имуществом подопечных.

Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и договором об условиях воспитания и содержания детей предусмотрена обязанность и право замещающих родителей контролировать сохранность имущества детей и защищать их имущественные, жилищные права и интересы, оказывать детям, достигшим возраста 14 лет, содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей.

Замещающие родители во взаимодействии со специалистами отделов (управлений) по образованию реализуют и защищают имущественные права подопечных на основании Положения о порядке управления имуществом подопечных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677.

  1. Сдают по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда незаселенные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности воспитанникам; обеспечивают внесение платы за техническое обслуживание, отчислений на капитальный ремонт жилого дома и платы за коммунальные услуги в этих жилых помещениях.

Незаселенные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности детям, могут быть предоставлены другим гражданам для проживания по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Средства, полученные от предоставления жилых помещений по договорам найма, перечисляются на погашение платы за жилищно-коммунальные услуги, возмещение расходов на электроэнергию (статья 131 Жилищного кодекса Республики Беларусь, статья 161 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Все мероприятия приемных родителей, родителей-воспитателей, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни, должны в обязательном порядке отражаться в планах развития приемных семей (детских домов семейного типа), своевременно анализироваться и корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Сепарация воспитанников замещающих семей — процесс сложный и многогранный; от профессионализма замещающих родителей, своевременности и индивидуальной ориентированности принятых ими мер зависит безопасность данного процесса для детей, а также успешность их перехода к самостоятельной жизни.

Оксана АЛАДЬИНА,
заведующий основным отделом
защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних
ГУО “Витебский областной
 социально-педагогический центр”
Фото medaboutme.ru