Как подготовился Национальный институт образования к новому учебному году особенных школьников

- 9:00Компетентно, Образование

Наше государство уделяет пристальное внимание детям с особенностями психофизического развития (ОПФР). В Беларуси все особенные дети окружены заботой и вниманием. Известно, что успешность людей с ОПФР во многом зависит от качества образования, которое может обеспечить им социализацию и интеграцию в общество.

О богатом опыте Национального института образования в издании учебной литературы для учащихся с особенностями психофизического развития — разговор с кандидатом педагогических наук доцентом Еленой Рахмановой.  

С воспитательным потенциалом 

— Елена Владимировна, как подготовился Национальный институт образования к новому учебному году особенных школьников?

— Для нашего института образования это всегда очень важная и ответственная задача — создать качественные учебные пособия для учащихся с ОПФР с учетом разнообразия образовательных потребностей и возможностей каждой нозологической группы. Мы подготовили к новому 2023/2024 учебному году пособия для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении, с нарушением слуха и нарушениями зрения.

Отмечу, что учащиеся с интеллек­туальной недостаточностью составляют особую группу детей с ОПФР. Содержание образования имеет здесь свои отличия. Для таких детей создаются специальные учебные пособия по всем учебным предметам для 12 лет обучения. К новому учебному году для них подготовлен ряд учебных пособий — часть из них переиздавалась, часть — издана впервые.

— Какие же изменения вносятся в учебные пособия для учащихся с интеллектуальной недостаточностью при переиздании?

— Изменения могут быть самыми разными — и корректировка содержания, и переработка иллюстративного материала. Учебное пособие дополняется также новыми видами заданий, в том числе интерактивными (обеспечивающими взаимодействие), включением новых рубрик “Учимся быть самостоятельными” (“Русский язык” для 6 и 7 классов), “Это интересно”, “Коротко о главном” (“Элементы компьютерной грамоты” для 7 класса).

Учебные пособия несут в себе большой воспитательный потенциал, поскольку формируют нравственные качества личнос­ти, эмоциональное отношение учащихся к героическому прошлому белорусского народа, любовь к своей Родине.

— Уточните, какие учебные пособия изданы впервые к началу учебного года?

— Подготовлено новое учебное пособие для учащихся 6—10 классов “Трудовое обучение”, состоящее из трех разделов — “Техническая графика”, “Электричество”, “Профессиональное самоопределение”. Согласитесь, трудовое обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью — важнейшее условие и средство реализации возможностей их жизнеустройства, социальной адаптации и интеграции в общество. Поэтому учебный предмет “Трудовое обучение” является одним из самых главных для школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Впервые в республике для классов углубленной социальной и профессиональной подготовки издано учебное пособие “Элементы экономических знаний” для 11 класса. Подготовлено к изданию учебное пособие и для 12 класса.

Родной язык в помощь

— Нарушения речи — самые распространенные нарушения у учащихся с ОПФР в младшем школьном возрасте. Назовите изданные учебные пособия, которые помогают совершенствовать речевое развитие детей.

— Одно из важнейших условий реализации возможностей учащихся с ОПФР — обучение их речевому общению. Особенно это касается учащихся с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи. Повышение качества образования через расширение языковой подготовки таких детей стало возможным с введением в систему обучения языку в Республике Беларусь учебного предмета “Развитие речи”. В нашей стране впервые разработан учебно-методический комплекс, направленный на совершенствование речевого развития учащихся с нарушением слуха. И сейчас такой же учебно-методический комплекс создается для обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

— А издаются ли учебные пособия для учащихся с тяжелыми нарушениями речи на белорусском языке?

— Конечно. Все учебные пособия для учащихся с тяжелыми нарушениями речи издаются на двух языках: русском и белорусском. Например, к новому учебному году переиздано учебное пособие “Человек и мир” (“Чалавек і свет”) для 4 класса, подготовлено новое учебное пособие “Беларуская мова і літаратура” для 6 класса специальных школ с русским языком обучения.

— Что нового подготовил Национальный институт образования для учащихся с нарушением слуха?

— Разработана линейка новых учебных пособий для учащихся с нарушением слуха по русскому языку. К новому учебному году вышло учебное пособие “Русский язык” для 3 класса. Особенность его в том, что оно способствует не только усвоению языка как системы, но и позволяет развивать устную речь неслышащих учащихся. На этой основе строится обучение по всем другим предметам.

К новому учебному году подготовлено первое в Республике Беларусь учебно-методическое пособие “Обучение жестовому языку (6—12 классы)” для педагогических работников учреждений образования.

По системе Брайля и не только

— Учащиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) — особая категория среди детей с ОПФР. Не секрет, что родители часто сталкиваются с проблемами в их обучении и воспитании. В чем особенность организации учебно-воспитательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра?

— В настоящее время специальных учреждений образования для учащихся с РАС не предусмотрено, так как эта нозологическая категория очень разнообразна. Например, при синдроме Каннера отмечается выраженная интеллектуальная недостаточность, в то время как при синдроме Аспергера интеллект сохранен или выше среднего. У детей с РАС, помимо отягощения нарушениями интеллекта, проявляются и сенсорные нарушения (слух, зрение), есть нарушения речи и/или трудности в обучении. Поэтому учащиеся с РАС могут осваивать программу общего среднего или специального образования, обучаться в учреждениях общего среднего образования в обычных классах или в классах интегрированного обучения и воспитания, а также в специальных школах, школах-интернатах. Например, если ребенок с РАС имеет интеллектуальную недостаточность, то он будет обучаться в специальной школе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью и будет использовать соответствующие учебные пособия.

Отмечу, что к новому учебному году издано пособие для педагогических работников “Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра”.

— Национальный институт образования имеет свою историю издания учебной литературы и для незрячих учащихся. Какими новыми пособиями отмечено начало этого учебного года?

— Вы правы, каждый год в план издания учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего и специального образования включаются учебные пособия, издаваемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля. К 2023/2024 году изданы учебные пособия “Алгебра”, “Геометрия” для 10 класса, до конца 2023 года будут изданы учебные пособия “Алгебра”, “Геометрия” для 11 класса, “История Беларуси”, “Всемирная история” для 9 класса. Учебные пособия, содержащие большую текстовую информацию, в частности, хрестоматии по истории, издаются в специально созданном DAISY формате (цифровая доступная информационная система) для незрячих людей.

Помимо учебных пособий, для незрячих учащихся рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля выпускаются книги серии “Школьная библиотека”. Это художественные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. В последние годы активно издаются произведения белорусских авторов. В настоящее время издано более 150 наименований книг серии “Школьная библиотека”.

В целом же необходимо подчеркнуть: современная система специального образования трансформирована в открытое образовательное пространство. И базируется она на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и всем им гарантируется педагогическая помощь и поддержка. Идея толерантного отношения к “иным” людям меняется на уважение к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.

Перед нашими специалистами стоит ответственная задача — создание новых и совершенствование действующих учебных пособий для учащихся с ОПФР. Эти пособия должны не просто отвечать современным требованиям, но и готовить выпускников для жизни в современном обществе.

Екатерина РУМЯНЦЕВА