Психолог Олеся Конькова: не стоит недооценивать важность отношений «педагог — ученик»

- 17:36Новости, Психолог в школе

Доверие и любовь — лучший способ наладить тонкую связь “ученик — учитель” или “ребенок — родитель”, считает кандидат психологических наук педагог Олеся Конькова. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”. 

На тонком уровне

Доцент кафедры общей и медицинской психологии факультета социокультурных коммуникаций БГУ всегда с радостью делится с педагогами и родителями секретами, как подобрать ключик даже к самой загадочной детской душе.

— Дети привязываются к тому, кто излучает любовь, проявляет о них заботу, принимает их такими, какие они есть, — убеждена психолог. — В теории привязанностей ее автор, британский психоаналитик Джон
Боулби, утверждает: дети рождаются уже запрограммированными на формирование привязанности к другому человеку. И наладить доверительную связь с ребенком может каждый, причем в любом возрасте: мама, папа, классный руководитель, друг. Часто мы виним детей в нежелании учиться, в отсутствии мотивации: то они ленивые, то гаджеты виноваты. На самом деле просто недооцениваем важность отношений “педагог — ученик”. Ребенок хорошо перенимает знания только от человека, с которым чувствует душевную близость. Если же он ощущает давление, недовольство учителя, то закрывается от него.

Олеся Владимировна с теплом вспоминает своего учителя, когда-то открывшего для нее мир психологии:

— Елена Геннадьевна Кислицына вела в моей 109-й столичной школе предмет “Человек и общество”. С ней мы могли говорить на любую волнующую тему. И хотя предмет был не напрямую о психологии, он открыл для меня увлекательный мир человеческих отношений. Уже в школе знала: поступать буду на психолога в Белорусский государственный педагогический университет. После его окончания работала психологом в детском саду, был у меня и опыт преподавания французского языка в школе. Так что современную педагогику знаю изнутри. Сейчас в университете веду курс семейного консультирования, а также курс арт-терапии для будущих специалистов-психологов — рассказываю, как применять на практике фототерапию, танцевально-двигательную, песочную терапию, а также кризисную психологию.

Я из семьи педагогов-физиков. Но меня в свое время заинтересовали не физические, а психологические законы. Еще в детстве я загорелась психологией.

Олеся Владимировна — практикующий психолог, ей без труда удается завоевать доверие собеседника. Признаться, за время нашего разговора мне не раз хотелось воскликнуть: “Это же обо мне!” Интересуюсь, часто ли ей приходится работать со школьниками.

— Предпочитаю видеть всю семью сразу, — уточняет собеседница. — Дети вписаны в отношения с родителями, учителями. Часто проблема ребенка не является сугубо его собственной, а определяется средой, в которой он растет. В контексте школы, например, именно педагог ответственен за выстраивание отношений с ребенком. Понятно, что любить всех детей у него не получится, но можно постараться найти индивидуальный подход к каждому ученику, фиксироваться не столько на результате, сколько на усилиях, которые ребенок приложил, чтобы его достичь. Учителям нужно чаще говорить детям: “То, что ты сделал, очень ценно, я горжусь тобой”.

Выстраивать доверительные отношения с ребенком необходимо любому педагогу, начиная с самого раннего возраста, считает психолог:

— Тема моей кандидатской диссертации была посвящена проблемам лжи и обмана в детском возрасте. Выяснилось, что ложь возникает, когда есть страх перед взрослым, когда нет возможности быть открытым. Ребенок решил поделиться проблемой, а вы его осудили, наказали. И все — недоверие сформировалось, дети перестают быть честными с вами. В результате моего исследования была разработана методика определения правдивого и неправдивого поведения детей, которая уже внедрена в некоторые дошкольные учреждения.

Буллинг как вирус

XXI век не зря называют веком психологии.

— Мы все живем в очень кризисный период истории, — говорит психолог. — Уровень стресса у людей как никогда высок, а огромный поток информации влияет на ментальное здоровье, в том числе детей. Именно поэтому учителю так важно быть не просто предметодателем, а человеком, который вникает в проблемы и потребности детей. Особенно опасен уязвимый подростковый период. Травля, буллинг, увы, есть почти в каждой школе. Это как вирус, распространение которого сложно сдержать. Переводить ребенка в другую школу не лучший выход: не факт, что на новом месте ситуация не повторится. За помощью необходимо обратиться к классному руководителю. У психологов есть такая рекомендация: поставить на стол в классе коробочку, куда дети, скажем, неделю могут класть анонимные записки, если кого-то рядом обзывают или обижают. Ученикам нужно сказать, что в классе распространяется опасный вирус буллинга и необходимо посмотреть, насколько класс им заражен. На классном часе потом полезно обсудить проблемы, которые вскрылись.

Записи о конфликтных ситуациях в классе полезно вести и самому учителю, они могут помочь обнаружить закономерность и решить проблему. К примеру, есть девочка, которая со всеми дерется. Важно понять, что ее провоцирует. Может, соседка по парте рассказала стихотворение лучше, чем она, и сразу же подвергается ее “атаке”. Если такая ситуация повторяется, значит, агрессия у ученицы возникает, когда она переживает собственную неуспешность. Чтобы заметить это, учителю необходимо какое-то время планомерно записывать, что он видит.

— Конечно, когда класс большой, педагог может не сдержаться и даже накричать на ученика, — говорит Олеся Конькова. — В таком случае моя рекомендация учителю проста: признать свою неправоту, выразить сожаление. Страх потерять авторитет здесь ложный, искреннее извинение позволит восстановить связь “ученик — учитель”. А также на­учит детей, что нет ничего страшного в том, чтобы ошибиться.

В моменты эмоционального выгорания Олеся Владимировна советует учителю найти что-то, что привнесет в жизнь больше радости и удовольствия. Кто-то может найти поддержку в общении с коллегами, кому-то смогут помочь дыхательные и телесные практики, любимое хобби или просто релакс на природе.

Специалист считает, что в сложных случаях детям и родителям не нужно бояться обращаться к психологу:

— Когда-то с душевной болью шли в церковь, и в какой-то степени священник выполнял роль психолога. Сегодня люди застревают в ситуации, из которой долго не могут выбраться. Поэтому хочется, чтобы родители, учителя и сами дети помнили, что мы, психологи, всегда рядом и всегда готовы помочь.

Справочно

Олеся Конькова — кандидат психологических наук, доцент, преподает на кафедре общей и медицинской психологии БГУ. Автор учебно-методических пособий, публикаций в научных журналах. Соавтор серии книг “Обучение — в удовольствие” для детей от 4 до 6 лет. Сотрудничает с центром междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета. Ежегодно студенты под ее руководством успешно участвуют в Республиканском конкурсе научных студенческих работ.

 Елизавета МИЦКЕВИЧ
Фото автора