О взаимоотношениях с биологическими родителями и родственниками воспитанников пойдет речь в свежем номере газеты “Домой!”
При помещении ребенка на воспитание в замещающую семью сразу возникает вопрос, как приемным родителям общаться с биологическими родственниками ребенка и стоит ли поддерживать это общение. С одной стороны, несмотря ни на что, ребенок привязан к биологическим родителям, любит их и ждет возвращения в родное гнездо. С другой стороны, родители часто негативно влияют на воспитание и развитие детей, не стараются изменить образ жизни или вообще не видят никакой проблемы в себе, обвиняя в произошедшем всех вокруг.
Людмила Гордейчик, приемный родитель отдела образования Хойникского райисполкома, пишет: “Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи не означает, что их контакты с кровными родственниками должны быть прекращены. Мир ребенка сфокусирован вокруг мамы, и, какой бы она ни была, привязанность у него сформирована именно к ней. Пусть эта привязанность болезненная, но это первое и самое сильное детское чувство, сформированное у ребенка, пока мама носила его под сердцем. Ребенок не в состоянии забыть и отвергнуть прошлое, и этим нельзя пренебрегать”.
Татьяна Леончик, родитель-воспитатель ДДСТ отдела образования Октябрьского райисполкома, продолжая тему, пишет: “Хотим мы того или нет, но через приемного ребенка замещающие родители становятся близкими людьми с его биологическими родственниками, потому что ребенок — один на две семьи. И задача замещающих родителей — помочь ребенку пережить сложившуюся ситуацию. Если он чувствует и знает, что между людьми, которые его окружают сейчас, и биологическими родителями (родственниками) есть согласие, ему спокойно и комфортно”.
Светлана Бордак, приемный родитель отдела образования Хойникского райисполкома, отмечает, что с детьми, у которых есть привязанность, гораздо легче выстраивать доверительные отношения. Такие дети умеют любить.
Анастасия Захожая, заведующая отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Гомельского городского социально-педагогического центра, утверждает, что контакт родителя с ребенком (при условии, если это не связано с физическим или сексуальным насилием!) является важным на этапе его нахождения в социальном приюте/доме ребенка/приемной семье. И все окружающие (должностные лица, замещающие родители) должны способствовать обеспечению такого рода контакта. Другое дело, когда это общение не является конструктивным в силу того, что у родителей нет определенных навыков. Поэтому важно оказывать психологическую помощь и эмоциональную поддержку родителям, не оставлять их один на один с проблемой, которая имеет важное значение для коррекции детско-родительских отношений. Специалист предлагает инструменты терапевтической работы с ребенком и родителями по укреплению родственных связей, приемы выявления особенностей взаимодействия внутри семьи, технику для работы с семьей на этапе нахождения ребенка в социальном приюте.
Не оставит никого равнодушным история Марии и Сергея Радывонюк, воспитывающих кровного сына с синдромом Дауна и усыновленного ребенка с аналогичным диагнозом. Увидев пару лет назад малыша, от которого отказались биологические родители из-за страха перед диагнозом, Мария и Сергей проделали непростой путь, взяв под опеку ребенка и дойдя до усыновления. А совсем недавно в семье родился еще один ребенок.
Тема следующего номера газеты “Домой!” — “Кто я и откуда. Загадочное семейное дерево. Исследование родословной приемного ребенка”. Ждем ваших писем!
Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор