При помещении ребенка на воспитание в замещающую семью сразу возникает вопрос, как приемным родителям общаться с биологическими родственниками ребенка. И стоит ли поддерживать это общение.
Ведь, с одной стороны, несмотря ни на что, ребенок очень привязан к биологическим родителям, любит их и ждет возвращения в родное гнездо. С другой стороны, родители часто негативно влияют на воспитание и развитие детей, не стараются исправить образ жизни или вообще не видят никакой проблемы в себе, обвиняя в произошедшем всех вокруг.
Семья Марины Николаевны и Сергея Степановича Яску в системе замещающего родительства уже 17 лет. За годы работы супругам пришлось столкнуться с разными историями, судьбами, учиться общаться с родителями, лишенными родительских прав, помогать налаживать контакт воспитанника и кровных родственников. Всё с одной целью — помочь ребенку.
Супруги Яску начали профессиональную родительскую деятельность в 2007 году в городе Воложине. Именно тогда у семьи появился и опыт общения с биологической матерью первых воспитанников — полуторогодовалого Димы и трехлетней Даши.
Взаимодействие приемных родителей и Елены, матери детей, нельзя назвать конструктивным. В первую же встречу мать начала кричать, обвинять Сергея Степановича и Марину Николаевну в том, что они забрали ее детей, говорила, что детям лучше жить в детском доме, чем у чужих людей, демонстрировала агрессивную реакцию на то, что дети называют Марину Николаевну мамой.
“Елена, мы не искали ваших детей и уж точно их сами не забирали, — объясняли ей родители-воспитатели. — Нам в семью поместили ваших деток, чтобы помочь их вылечить, ведь Дима особенно нуждается в постоянном медицинском уходе и ежедневной помощи. Мы вам не враги и не хотим вам и детям зла”.
В дальнейшем биологическая мама во время телефонных разговоров и личных встреч с детьми постоянно говорила, что скоро их обязательно заберет домой. Младший Дима не очень понимал маминых слов, а вот старшая Даша очень этого боялась — девочка хорошо помнила, как жестоко с ними обращались в биологической семье. Девочка настолько боялась жить с мамой, что прятала свою верхнюю одежду и обувь, полагая, что без верхней одежды ее не отдадут назад.
“Бывало, я подолгу искала ее ботинки, шапку, штанишки, — рассказывает приемная мама. — Находила в самых неожиданных местах: за цветочными горшками в спальне, в кухне в кастрюлях, на дне в мешке с игрушками. Страх жить в биологической семье доводил ребенка до нервного срыва”.
Потом Елена исчезла на пять лет. Ни звонка, ни весточки. Эмоциональное состояние детей стабилизировалось, они полностью адаптировались в новой семье, перестали болеть, догнали в развитии сверстников.
Когда женщина снова позвонила, она уже была замужем. В новой семье, к сожалению, также неблагополучной, родился еще один ребенок. Елена вернулась к прежнему образу жизни, а ее стремление вернуть детей пропало.
Сегодня Даше уже 20, она стала кондитером, успешно строит свое будущее. Диме — 18, он оканчивает колледж. Дима с биологической матерью не общается, Даша свела общение к минимуму. У каждого из них на это своя причина.
Противоположный, положительный опыт взаимодействия с биологической мамой у Марины Николаевны и Сергея Степановича сложился, когда на воспитание в их семью поместили двух братьев — Никиту и Матвея. История этих мальчиков похожая на истории многих детей: закончился срок их пребывания в приюте, в суд был подан иск на лишение мамы родительских прав. Старший Никита был очень привязан к маме, очень хотел жить с ней. Младший Матвей боялся, ведь мать с сожителем часто наказывали его.
Первые встречи мальчиков с матерью проходили очень напряженно: мать изначально была настроена негативно к приемным родителям. Старший сын очень ждал свидания с мамой, а младший после общения кричал ночью во сне. Марина Николаевна и Сергей Степанович объяснили сложившуюся ситуацию маме, показали, что они проявляют заботу к ее детям и нисколько не против ее самой. Было принято решение временно встречаться только с Никитой, дать время Матвею на эмоциональную адаптацию. Такая тактика оказалась успешной: старший ребенок не потерял желанную связь с мамой, а младший получил возможность успокоиться. Ирина же прошла лечение от алкогольной зависимости, устроилась на работу. Способствовало налаживанию отношений в семье Ирины и то, что рядом с ней появился надежный спутник жизни, мужчина непьющий и работящий, который поддержал и помог женщине вернуть детей. Ирина с супругом навещали мальчиков, советовались с приемными родителями по разным вопросам, общались как добрые приятели.
Ирина видела, какие успехи делают ее сыновья в учебной деятельности, как подтянулись в спорте, как развивались их бытовые навыки и межличностная коммуникация. Мальчики впитывали в себя всё лучшее, что одновременно давали им родители — родные и приемные.
В 2020 году Ирина восстановилась в родительских правах в отношении детей. Сейчас семья проживает в райцентре. Матвей учится в новой городской школе, Никита готовится стать курсантом Военной академии Республики Беларусь.
Алеся — еще одна воспитанница семьи Яску. Мама девочки жива, никогда не пила и не вела плохого образа жизни. Алеся с рождения жила с мамой и бабушкой, которая являлась опекуном девочки, так как мама является инвалидом I группы. Но вышло так, что бабушку лишили опеки над девочкой и Алесю поместили в замещающую семью. Между мамой девочки и приемными родителями сразу сложились доверительные отношения. Они поддерживают мнения друг друга в требованиях, предъявляемых к ребенку, советуются или просто делятся успехами девочки. Мама часто встречается с дочерью, навещает ее в семье, постоянно общается по телефону. Такое взаимодействие благоприятно отражается на адаптации Алеси, ее успехах в школе.
Лишение родительских прав — это сильный стресс для ребенка. Но если у родителей со временем приходит осознание того, что ребенок для них очень важен, то почти всегда есть возможность наладить семейные взаимоотношения и восстановить семью. А приемные родители — надежные помощники в этом.
Надежда МОЛЧАНОВА,
педагог социальный
ГУО “Смолевичский социально-педагогический центр”
Фото из архива семьи