Утверждена учебная программа «Введение в школьную жизнь» для первоклассников

- 9:42Образование

Министерство образования постановлением от 5 июля 2024 г. № 79 утвердило для первоклассников учебную программу по предмету «Введение в школьную жизнь». Курс реализуется в сентябре в рамках общего количества учебных часов. Это новая версия программы, предыдущий вариант был утвержден в 2016 г., сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты» со ссылкой на Национальный правовой интернет-портал.

Учебный предмет «Введение в школьную жизнь» поспособствует благополучной адаптации первоклассников к обучению в школе, прежде всего формированию мотивации и положительного эмоционально-ценностного отношения к учению и новой социальной роли — «учащийся». Он направлен на формирование основ функциональной грамотности, универсальных компетенций и обобщенных учебных действий детей.

Программа курса рассчитана на 60 учебных часов (по 3 урока в день) на протяжении первых 20 учебных дней. Занятия будут строиться на основе дидактических игр и упражнений игрового и развивающего характера.

Содержание предмета включает в себя следующие блоки: «Правила школьной жизни», «Способы организации учебной деятельности. Общеучебные умения и навыки», «Способы организации учебного сотрудничества», «Способы познания окружающего мира. Активизация психических процессов», «Развитие речи», «Подготовка учащихся к письму», «Воспитание и развитие личностных качеств учащихся. Способы взаимодействия с окружающими», «Диагностика индивидуальных качеств учащихся».

Что будут знать ученики в результате освоения курса «Введение в школьную жизнь»? Правила приветствия и общения с педагогом, одноклассниками, работниками школы, как вести себя на уроке и перемене, налаживать учебное сотрудничество в паре (группе) — договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад, планировать свою деятельность и контролировать ее ход, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их.

Первоклассники научатся использовать учебные принадлежности по назначению, соблюдать правила безопасной работы с ними, а также готовить свое рабочее место и поддерживать там порядок. Ребенок в 1-м классе должен приобрести навык кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, а также составлять небольшие рассказы с элементами описания предмета (по алгоритму), по картинке, серии сюжетных картинок. Акцент делается и на повседневном общении детей, умении задавать простые вопросы (кто, что, где, когда) и отвечать на вопросы собеседника, использовать нормы речевого этикета (обращение, приветствие, прощание, знакомство, благодарность, извинение, поздравление).

С помощью различных методов и приемов учитель будет активизировать у детей восприятие, воображение, память, произвольное внимание, мыслительные операции, выработку сенсомоторных навыков, уделять внимание освоению учениками общеучебных умений и способов познавательной деятельности. Так, дети научатся использовать сравнение для установления общих и отличительных свойств объектов, распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как…), определять и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта. Первоклассники будут устно описывать объект наблюдения по предложенному алгоритму, выполнять действия в определенной последовательности (по инструкции, алгоритму), соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом и оценивать его в соответствии с поставленной задачей и выбранным критерием. Таким образом, первоклассники в начале учебного года подготовятся к усвоению содержания учебных предметов, которые они будут изучать в дальнейшем.

Надежда ТЕРЕХОВА
Фото из архива редакции