В Беларуси, пожалуй, нет семьи, в чьей истории не оставила бы след Великая Отечественная война. В домашних архивах хранятся фронтовые письма, фотографии предков, героически сражавшихся на фронтах. Но как часто мы вспоминаем и рассказываем о них детям? Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский считал: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших». Поэтому сохранение исторической памяти – это не просто дань уважения прошлому, это потребность сберечь настоящее.
В нашей школе большое внимание уделяется вопросам сохранения исторической памяти. В рамках гражданско-патриотического воспитания организуются тематические встречи, экскурсии, квесты, акции, уроки мужества, митинги-реквиемы, просмотры документальных и художественных фильмов, реализуются поисковые проекты, а также проводятся мероприятия, на которых ребята рассказывают о своих родственниках, прошедших войну. В качестве примера предлагаем вашему вниманию час памяти «Знаю. Помню. Горжусь» для учащихся 7 классов.
Цель мероприятия: развитие у школьников чувства патриотизма и гордости за своих близких, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- формировать у учащихся бережное отношение к историческому прошлому своего народа;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
- способствовать развитию коммуникативных и исследовательских компетенций.
Оборудование: мультимедийный комплекс; шаблоны для лэпбука, простые карандаши, ножницы, фломастеры, скотч, ластики, клей, буклеты.
Подготовительный этап
Учащиеся совместно с членами семьи готовят лэпбук «Книга памяти моей семьи». Для этого они изучают документы из семейных архивов, систематизируют фотографии, семейные реликвии, сведения о наградах и подвигах (можно воспользоваться информацией из интернет-источников «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Солдат.ru», «Бессмертный полк»).
Ход мероприятия
I. Организационный этап
Звучит музыка военных лет, на экране транслируется видеоряд из документальных фильмов о войне.
Учитель. 22 июня 1941 года – суббота, школьный выпускной. Молодые люди празднуют свое вступление во взрослую жизнь.
Звучит сообщение Ю. Б. Левитана о начале войны: «Внимание, говорит Москва…». Учащийся читает стихи Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!».
Учитель. Вот уже 80 лет, как наша страна живет под мирным небом, но эхо войны до сих пор звучит в душах людей. Почему? Потому что война – это 1418 дней ужаса и смерти, 40 миллионов погибших советских людей, 1725 разрушенных городов и 70 тысяч сел и деревень, более 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений только на территории Беларуси, 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железной дороги, 900 дней и ночей блокадного Ленинграда, 125 грамм хлеба в сутки, 20 часов ежедневной работы у заводских станков… Целью фашистской Германии было уничтожение 75% населения восточных территорий Советского Союза и превращение в рабов 25% оставшихся в живых. Но советский народ не позволил врагу достичь этой цели.
II. Основной этап
Учащимся предлагается поразмышлять над тем, почему важно помнить о войне и чтить память о тех, кто сражался на фронте, участвовал в партизанском движении, работал в тылу, прошел концлагеря. Затем учитель обращает внимание ребят на размещенные на доске плакаты в виде двух листков календаря и ленту времени, их соединяющую.
Лента времени
Педагог предлагает обучающимся отметить на ленте времени даты, значимые для Беларуси, Брестской области, города Пинска (начало оккупации, начало наступательной операции «Багратион», освобождение Пинска и Бреста, всей республики), и рассказать о событиях, связанных с этими датами.
Викторина «Знаю»
- Как называется город, который в годы войны принял на себя первый удар? (Брест.)
- Какое название имеет деревня, сожженная фашистами 22 марта 1943 года? Там сейчас находится мемориальный комплекс. (Хатынь.)
- Сколько населенных пунктов Беларуси разделило судьбу Хатыни? (220.)
- В каком году территория Беларуси была полностью освобождена от фашистов? (В августе 1944 года.)
- Сколько жителей нашей страны погибло в годы Великой Отечественной войны? (Больше 4 миллионов.)
- Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418.)
- Войска скольких фронтов освобождали Беларусь? (Четырех.)
- Когда и где совершил свой подвиг Николай Гастелло? (На пятый день войны около д. Родошковичи (Минская область):он направил свой самолет на колонну немецких танков.)
- Как звали белорусского Сусанина из Полесья? (Иван Самуилович Цуба.)
- Кто командовал одним из первых партизанских отрядов, созданном в Пинске? (Василий Захарович Корж.)
- Как звали Героя Советского Союза, связную отряда В. З. Коржа, разведчицу, казненную фашистами в 1942 году? (Вера Захаровна Хоружая.)
- В каком году Советская армия освободила Пинск от фашистско-немецких захватчиков? (В июле 1944 года.)
Блиц-опрос «Помню»
Учитель предлагает ребятам вспомнить о значимых для жителей Пинска событиях Великой Отечественной войны, назвать представленные на фотографиях памятники.
На слайдах демонстрируются изображения памятников: 1) Мемориальный комплекс освободителям Пинска; 2) Мемориальный комплекс «Партизанам Полесья»; 3) Памятник воинам-освободителям; 4) Мемориал на месте массовых убийств евреев Пинского гетто; 5) Памятник Ивану Чуклаю.
Учитель. Время быстротечно, уходят свидетели тех страшных лет. Как же сохранить память о них и передать последующим поколениям? Мероприятие мы посвящаем всем тем, кто отстоял нашу свободу и независимость, подарил нам мир, – нашим родным и близким, прошедшим войну. Во многих семьях бережно хранятся фотографии, на которых мы видим вечно молодых мальчишек и девчонок, письма, награды, похоронки, ставшие реликвией семьи.
Акция «Горжусь»
Учащиеся презентуют подготовленные лэпбуки «Книга памяти моей семьи».
III. Заключительный этап
Учитель. Известный поэт Демьян Бедный писал:
Герой не гибнет, умирая:
Двойная жизнь ему дана.
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.
Мы, потомки победителей, должны гордиться нашими предками, спасшими мир от фашистского ига, чтить память о том страшном, но героическом времени и знать, что война – это не то, что было и больше не повторится, она реальна и страшна, и мирное счастливое будущее Родины зависит от нас.
ЛИТЕРАТУРА
- Будніцкая, А. А. Патрыятычны квест «Гісторыя маёй Радзімы – мая гісторыя» / А. А. Будніцкая // Народная асвета. – 2022. – № 1. – С. 33–36.
- Что такое лэпбук? [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/chto-takoe-lepbuk. – Дата доступа: 05.04.2024.
Фото на превью Олега ИГНАТОВИЧА, носит иллюстративный характер