В последние годы наблюдается стремительный рост интереса к использованию технологий искусственного интеллекта в различных сферах, включая образование. Сервисы искусственного интеллекта обладают огромным потенциалом для трансформации образовательного процесса, предлагая новые возможности для персонализации обучения, автоматизации задач и улучшения взаимодействия между педагогами и обучающимися.
Использование сервисов искусственного интеллекта может помочь учителям найти ответы на множество вопросов, связанных с их профессиональной деятельностью.
Спектр сервисов искусственного интеллекта очень широк, и ежедневно создаются новые, но хотелось бы поделиться собственным опытом и рассказать о возможностях сервисов ИИ Chat GPT4, Gamma.app, Kandinsky 3.0. Контент, создаваемый этими сервисами, можно условно разделить на три типа: текстовый материал, иллюстрации и презентации.
Разберем подробнее возможности сервиса Chat GPT4 для создания текстового образовательного контента. На уроках уже получили применение и хорошо зарекомендовали себя лексико-грамматические тесты, стихотворения, ситуации для монологических высказываний, а также диалоги, небольшие пьесы, созданные искусственным интеллектом. Если ранее для отработки определенного языкового явления требовалось продолжительное время, чтобы искать материал в учебных пособиях, иногда прибегать к помощи интернета, а затем долго трансформировать его, учитывая возрастные особенности и уровень подготовленности обучающихся (ведь каждый из нас порой сталкивался с разработками, содержащими большое количество грамматических и лексических ошибок), то на сегодняшний день эта проблема практически устранена.
Для создания задания определенного вида требуется всего лишь несколько минут. К плюсам этого сервиса также относится то, что мы получаем уникальный материал, полностью соответствующий нашим параметрам: содержащий необходимую лексику, грамматические структуры и рассчитанный на определенный уровень владения языком.
Например, в 3 классе изучается тема “Школьные принадлежности”. В качестве фонетической зарядки педагоги часто используют рифмовки и четверостишия, которые должны соответствовать определенным критериям. Как известно, фонетическая зарядка незаменима для становления как фонетических, так и лексических навыков.
Искусственный интеллект создал стихотворение по заданному запросу.
In meiner Tasche, Kuli, Stift,
Schere, Buch, Heft — alles trifft.
Für Schule bereit, immerzu,
Mit diesen Sachen, lerne ich im Nu.
Приоритетной целью изучения иностранного языка является формирование иноязычной речевой компетенции, которая наиболее эффективно развивается при инсценировании диалогов. Часто обучение диалогической речи происходит на основе диалога-образца (путь сверху вниз), которых в учебных пособиях, к сожалению, недостаточно. Эта задача также по силам чату GPT-4. Так, в 5 классе изучается тема “У врача”. Представляю вашему вниманию один из таких диалогов. При этом за несколько минут можно получить большое количество вариаций любого
диалога.
Patient: Guten Tag, ich habe Bauchschmerzen und fühle mich nicht gut.
Arzt: Guten Tag! Setzen Sie sich bitte. Seit wann haben Sie diese Schmerzen?
Patient: Seit gestern Abend. Sie sind ziemlich stark.
Arzt: Trinken Sie genug Wasser? Das ist wichtig.
Patient: Ja, ich trinke viel Wasser.
Arzt: Haben Sie Fieber oder andere Symptome?
Patient: Nein, nur die Bauchschmerzen.
Arzt: Ich werde Ihnen ein Medikament verschreiben.
Patient: Danke für Ihre Hilfe, Doktor.
Arzt: Gern geschehen. Gute Besserung!
Для получения необходимого диалога и другого рода текстового контента важно следовать следующим правилам.
- Начните запрос с указания желаемого языка. Например: “Напишите диалог на немецком языке по теме “У врача”.
- Предоставьте контекст и информацию о персонажах. Например: “Диалог между пациентом и врачом. Пациент жалуется на боль в животе”.
- Уточните тон и стиль диалога. Например: “Диалог должен быть вежливым и понятным для учеников 5 класса”.
- Укажите количество реплик и их примерную длину. Например: “Напишите диалог из 5—7 реплик, каждая длиной около 1—2 предложений”.
- Используйте простую лексику и грамматику, соответствующую уровню 5 класса либо языковому уровню А1. Например, избегайте сложных медицинских терминов и сосредоточьтесь на базовых фразах.
- Проверьте запрос на наличие ошибок и двусмысленностей. Например, убедитесь, что вы правильно указали грамматическое время и падежи.
- Завершите запрос четким призывом к действию. Например: “Напишите диалог в соответствии с указанными инструкциями”.
Пример запроса
Напишите диалог на немецком языке по теме “У врача” между пациентом (Patient) и врачом (Arzt). Пациент жалуется на боль в животе. Диалог должен быть вежливым и понятным для учеников 5 класса, состоять из 5—7 реплик, каждая длиной около 1—2 предложений.
Использование искусственного интеллекта также позволяет разрабатывать задания и тесты к готовым текстам. Для этого достаточно скопировать и вставить текст, а затем запросить генерацию вопросов или теста. При этом важно указать количество вопросов и их тип.
Одним из любимых видов работы на уроках иностранного языка стало так называемое живое общение с искусственным интеллектом (прием “Задай вопрос ИИ по теме урока и расскажи про полученный ответ”). Ответы, полученные таким образом, часто интересны и способствуют расширению кругозора учащихся, а также развитию их коммуникативных навыков.
Особого внимания заслуживает приложение Kandinsky 3.0, которое способно создавать невероятно живописные изображения по вашему запросу. Чем точнее ваш запрос, тем выше вероятность получить именно то, что вам нужно.
Рисунок 1. Изображение, созданное Kandinsky 3.0.
Иногда получаются довольно замысловатые изображения, которые можно описывать и анализировать с детьми.
Еще один примечательный сервис искусственного интеллекта — Gamma.app. Он является отличным генератором для презентаций. Его возможности применимы не только в подготовке к учебным занятиям, но и в организации воспитательных мероприятий. В этом учебном году отмечалось 105-летие со дня провозглашения Белорусской Советской Социалистической Республики и необходимо было разработать или найти подходящий материал для проведения воспитательного мероприятия. Этот сервис впервые пришел на помощь. По ссылке можно найти разработанную презентацию.
Сервис по введенному названию сам генерирует план презентации и согласовывает его с пользователем. В случае, если пользователь согласен с представленным планом, генерируются слайды. Также есть возможность редактирования.
Несмотря на многочисленные плюсы, при использовании искусственного интеллекта существуют и определенные риски.
- Потеря аутентичности и оригинальности: искусственный интеллект может генерировать контент, который кажется уникальным, но фактически основан на существующих данных, что может привести к потере оригинальности и аутентичности образовательных материалов.
- Предвзятость и дискриминация: ИИ-системы обучаются на данных, которые могут содержать предубеждения и дискриминацию. Это может привести к созданию образовательного контента, который усиливает эти предубеждения.
- Ограничение критического мышления и творчества: использование искусственного интеллекта для создания образовательного контента может уменьшить возможности учащихся развивать критические и творческие навыки мышления, поскольку они могут полагаться на контент, сгенерированный машиной, вместо того, чтобы самостоятельно анализировать и синтезировать информацию.
- Зависимость от технологии: чрезмерное использование искусственного интеллекта для разработки образовательного контента может привести к зависимости от технологии и снижению навыков преподавателей в создании высококачественных учебных материалов.
- Технические сбои и ошибки:
ИИ-системы не являются безошибочными, и технические сбои или ошибки могут привести к неточному или неполному образовательному контенту.
Тема использования искусственного интеллекта в образовательном и воспитательном процессе для меня не является полностью освоенной, но уже сделаны первые и весьма успешные шаги в этом направлении. Понимание и применение возможностей искусственного интеллекта позволяют индивидуализировать образовательный процесс, создавать образовательный контент, необходимый в определенный момент, а значит, идти в ногу со временем. Несмотря на все риски, исходящие от искусственного интеллекта как от всего нового и полностью не изученного, нужно найти золотую середину или баланс его использования и применять, поставив новые технологии на службу человеку, а не на его полное замещение.
Алина СТЕЛЬМАЧЕНОК,
учитель-методист, учитель немецкого языка Зеленковской базовой школы
имени Т.С.Мариненко Полоцкого района