Начальник управления по образованию администрации Ленинского района столицы Наталья Кучинская уверена: роль отца в воспитании детей переоценить невозможно. Это было главным лейтмотивом районной конференции на тему «Отец. Отчество. Отечество», которая прошла в средней школе № 164 Б.В. Карпенко. Подробности – у корреспондента «Настаўніцкай газеты».
О составляющих семейного счастья рассуждали папы учащихся и педагоги из 27 учреждений образования Ленинского района Минска.
Чтобы развеять миф, будто папы необходимы только мальчикам, Н. Кучинская, обращаясь к собравшимся, призналась:
– Я счастливая дочь лучшего отца на свете! Он всегда верил в меня. И поэтому я верила в свои силы. Какие бы сложные периоды ни были в моей жизни, он неизменно являлся опорой и поддержкой. Для девочек это так же важно, как и для мальчиков.
Она отметила, что в школах мало мужчин-педагогов. Да и директоров тоже (в Ленинском районе из 77 учреждений образования только в пяти – руководители-мужчины).
– Детям необходимо мужское воспитание. Мы живем в информационно турбулентное время. Многие из детства помнят, что «крошка сын к отцу пришел». Не к маме, не к бабушке, не к учительнице. Именно отец объяснял сыну, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Точно так же вам, папы, надо объяснять своим детям эти истины. Мы-то с вами твердо знали и знаем, что старшим надо уступать место в транспорте, что плохо обижать младших, оскорблять, воровать и т.д. А для современной молодежи это не всегда очевидно. И не только это. Еще несколько лет назад мы и не подозревали, что придется вносить изменения в Конституцию и нормативно закреплять, что семья – это союз мужчины и женщины. Сегодня, к сожалению, это уточнять уже необходимо. По результатам анкетирования в районе выявляются дети, склонные к саморазрушительному поведению. Практика показывает, что это может привести к реальной трагедии. Не менее опасна и тема наркотиков. А причина часто кроется в том, что у детей нет рядом человека, к которому можно прийти и спросить, что же такое «хорошо» и что такое «плохо».
Иерей Дмитрий Дудкин, клирик прихода храма апостола Андрея Первозванного, многодетный отец, отметил, насколько важно найти золотую середину в семейном воспитании. По его словам, в основе должны быть авторитет и любовь:
– Когда есть авторитет, но нет любви, в семье наблюдается перегиб – жесткость переходит в жестокость, устанавливается диктатура. С другой стороны, если есть любовь, но нет авторитета, это приводит к вседозволенности, и итог тоже может быть плачевным. Чаще это случается, когда мамы в одиночку воспитывают детей, особенно мальчиков. Поэтому здесь так важна гармония.
А достичь ее, убежден священник, можно просто общаясь с детьми:
– Да, мы обычные люди со своими слабостями, но кем бы мы ни были, как бы ни были заняты, должны уделять время нашим детям. Ведь когда-то и нам нужна будет их поддержка, участие и время. Что посеем, то и пожнем.
Владимир Апанович, руководитель по военно-патриотическому воспитанию столичной средней школы № 24, провел параллель от любви к семье до любви к Отечеству. Он отмечает дефицит детско-отцовских отношений, разговоров и помогает его восполнить. К примеру, инициирует совместные велопоходы по Минску и окрестностям, во время которых родители и дети изучают достопримечательности малой родины и больше общаются между собой.
Активно в этом году в воспитательном процессе детей были задействованы и папы учащихся средней школы № 164 Б.В. Карпенко. Ее директор Светлана Богдашова рассказывает:
– Анализируя опыт нашего учреждения, мы поняли, что в этой работе недостаточно задействованы были именно папы. Поэтому в прошлом учебном году мы стали проводить классные часы и родительские собрания, воспитательные мероприятия, где в роли педагогов выступали отцы. Выяснилось, что наши семьи могут послужить достойным примером в деле воспитания детей, а это нужно и важно транслировать.
Педагог дополнительного образования тренер по тейквондо Олег Проневич помогает воспитывать в детях упорство и целеустремленность вот уже более 20 лет, но хочет, чтобы и родители его воспитанников этому способствовали. В частности, когда ребята начинают лениться, расстраиваются из-за первых поражений на соревнованиях, они выдвигают папам и мамам требования: «Не хочу ходить на тренировку, устал, неинтересно».
– Больно видеть, как родители идут на поводу у ребенка, не могут помочь ему найти мотивацию, не считают нужным настоять. Мне сложно мириться с тем, что способные ребята бросают спорт. Ведь и к трудностям в спорте, как и к любым другим в жизни, детей нужно готовить.
Подводя итоги конференции, Н. Кучинская отметила:
– Хочется, чтобы каждый отец после этой встречи понял, что именно он главный воспитатель ребенка. Надеюсь, он поинтересуется, чем занят его ребенок, даст хорошую книгу, выйдет с ним на прогулку и просто признается ему в любви. Наша работа в данном направлении продолжится. В планах – районные совместные велопоходы, спортивные соревнования, проведение отцовских уроков, которые стали популярными в учреждениях образования района. И самое важное – хвалите своих детей! Будьте для них примером!
Конференция проходила в рамках августовского районного педагогического форума «Образование Ленинского: траектория воспитания – человек, гражданин, патриот». В рамках форума состоятся 35 диалоговых площадок, семинаров по актуальной тематике.
Светлана НИКИФОРОВА
Фото автора и Светланы БОГДАШОВОЙ