Каким видит будущее факультета английского языка МГЛУ новый декан

- 13:31Персона

Факультет английского языка Минского государственного лингвистического университета недавно обрел нового руководителя в лице кандидата филологических наук доцента Татьяны Насоновой.

Сберечь традиции

— Татьяна Михайловна, как бы вы описали свой факультет в нескольких словах?

— Ядро нашего университета. Во-первых, это самый большой и один из старейших факультетов МГЛУ, с него начинался наш вуз. Во-вторых, преподаватели английского языка на всех кафедрах университета — выпускники нашего факультета. Мы по праву называем себя кузницей кадров. Большая часть руководящего состава также выпускники факультета английского языка.

— Всегда ли вы хотели работать в МГЛУ?

— Прежде всего, я мечтала учиться здесь. Будучи учащейся выпускного класса, приходила на курсы в университет. Глядя на студентов, иск­ренне им завидовала.

На 5 курсе я проходила практику в школе, что позволило мне иметь представление о работе учителя. А наб­людая за преподавателями в университете, загорелась желанием попробовать себя в такой же роли. У меня был диплом с отличием, и меня включили в число тех, кто проходил собеседование у ректора для работы в университете. Наверное, моя целеустремленность сыграла решающую роль…

— Воодушевляющая история… Расскажете про свою команду?

— Руководство факультетом — это в первую очередь командная работа. В эту команду входят декан, замес­тители декана, заведующие кафедр, специалисты в деканате и на кафедрах — все те, кто организует учебный процесс. Я была частью этой команды последние 7 лет в должности заместителя декана.

И хотя я сменила должность и статус, мой подход к взаимодействию существенно не изменится — продолжу работать с теми же людьми, поддерживая сложившиеся связи и отношения. Моя цель — сохранять и развивать то, что уже есть.

У нас есть определенный образ факультета, преподавателя и студента. Есть представление о том, что знают и умеют наши выпускники.

Мы всегда гордились тем, что выпускник факультета английского языка — это человек с хорошо поставленным произношением, развитыми коммуникативными навыками и широкой эрудицией в разных областях. Эту традицию необходимо сберечь.

“Цифровая лингвистика”

— Каким вы видите будущее факультета?

— Будем развивать и дополнять существующие образовательные программы. Мы вводим новые учебные дисциплины. Например, перешли на новую четырехлетнюю специальность. Ее отличие не только в сокращенном сроке обучения, но и в появлении новых дисциплин. Они связаны с современными тенденциями в науке и инновациями, такими как искусственный интеллект.

В новом учебном плане будут профилизации, некоторые из них разработаны с нуля. Они отвечают потребностям современного цифрового общества. На нашем факультете планируется открытие новой специальности “Цифровая лингвистика”. Набор планируем осуществить уже в следующем учебном году. Для нас это определенный вызов, именно поэтому он так интересен. Все вместе направлено на повышение качества образования на факультете.

А что касается международной деятельности, какие тут перспективы?

Международное сотрудничество факультета осуществляется в русле общеуниверситетских стратегий. Будучи ядром вуза, мы не можем действовать в отрыве от него. В последнее время переориентировались на восточное направление.

Сейчас мы взаимодействуем с огромным количеством университетов России — такого масштаба раньше не припомню. Только на нашем факультете сотрудничество ведется примерно с 16 российскими вузами, а в масштабах университета эта цифра еще больше.

Кроме того, мы активно сотрудничаем со странами СНГ — Азербай­джаном, Таджикистаном, Казахстаном, Узбекистаном.

К нам уже приезжают учащиеся по программе включенного обучения из других стран. Например, недавно у нас обучались две студентки из Пятигорского университета вместе со студентами-третьекурсниками. В прошлом году два студента из Та­джикистана провели у нас полгода на 2 курсе, сейчас студентка из Казахстана учится также в течение этого семестра со студентами нашего 2 курса. На 3 курсе нашего факультета создана студенческая учебная группа из Китайской Народной Республики, планирующая обучение у нас по совместной образовательной программе. И это только начало!

С чувством долга и ответственности

— На ваш взгляд, какие личные качества наиболее важны для успешного руководителя? Можно ли идеально подходить для должности?

— Идеального человека не сущес­твует, и это нормально. Невозможно достичь совершенства, но определенные качества помогают в работе. Эти качества, как правило, развиваются с опытом — это профессиональные навыки, те самые soft skills, необходимые для руководителя. Здесь важно умение разрешать конфликты, эффективное взаимодействие с людьми, гибкость в принятии решений, гибкость в разрешении спорных ситуаций. Эти качества необходимы не только руководителю, но и любому, кто работает в коллективе.

Такие личностные качества, как позитивный настрой и эмпатия, — это то, без чего работа в команде была бы гораздо сложнее. Но, как мне кажется, крайне важно также уметь брать на себя ответственность. Ответственность за принятие решений, свои действия и умение нести эту ответственность, осознавать ее.

Если говорить просто, то чувство долга — это, пожалуй, то, что делает руководителя лидером, но, к сожалению, добавляет ему немало седых волос.

— Сейчас, будучи человеком с большим опытом, что бы вы пожелали себе — студентке 1 курса?

— У меня, признаться, ни разу не возникало желания вернуться в прошлое и что-то себе сказать, чтобы что-то изменить… Когда я пришла в университет учиться, была очень счастлива — мне понравилось быть здесь с самого первого дня. В МГЛУ я обрела, во-первых, очень интересное общение, а во-вторых, знания, которые меня увлекали. Могла ли я тогда представить, что стану деканом? В тот момент меня это совершенно не интересовало.

Главным для меня, особенно на 5 курсе, было желание остаться преподавать в нашем университете. Что и произошло. А дальше профессио­нальное развитие шло своим чередом, достаточно логичным. Все необходимые слова поддержки я получала от моих родителей и позже от мужа. С такой опорой можно и мир перевернуть.

Ценим, что имеем

— Вы счастливый человек, Татьяна Михайловна?

— Да, я сейчас осознаю, что я счастлива. На самом деле я постоянно повторяю себе: “Спасибо за то, что имею”. Фактически все, о чем я мечтала, будучи подростком или студенткой, — семья, дети, интересная работа — у меня есть.

Главное в жизни — ценить то, что имеешь. Когда ты видишь хорошее в своей жизни, оно словно умножается! Зацикливаясь на неудачах и на том, чего у тебя нет, ты сам делаешь себя несчастным.

Не могу сказать, что мне чего-то не хватает. Конечно, у меня нет дачи у моря. Но делает ли это меня несчастной? Слава богу, есть гораздо больше. Фактически те цели, которые я ставила, достигнуты. Наверное, поэтому я уже чувствую удовлетворенность жизнью. Но впереди появились новые цели, и жизнь продолжается.

Анна КЕРШИС