Педагог из Хотимского района — о домашних заданиях по физкультуре, предмете для гордости и как находит плюсы в минусах

- 11:12Журнал "Спорт time", Образование

Активный, деятельный, инициативный. Учитель физической культуры и здоровья Забелышинской средней школы Хотимского района Александр Степченко постоянно находится в движении. В свои почти 60 лет Александр Николаевич удивляет энергичностью и бодростью духа. В спортивном зале и на школьном стадионе он пропадает с утра до вечера, как в будни, так и на выходных. Все потому, что педагогика для него не просто работа, а действительно любимое дело.

Учительской дорогой Александр Степченко пошел по зову сердца. К физкультуре и спорту приобщился с детства. В школьные годы уже результативно участвовал в спортивных соревнованиях.

— Благодаря учителю Александру Петушкову занялся спортом серьезно. Именно Александр Григорьевич повлиял на мой профессиональный выбор. Он стал для меня примером, хотелось преподавать с таким же энтузиазмом, — делится Александр Николаевич.

Юношеское стремление Александр Степченко осуществил. После службы в армии поступил в нынешний Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова. Учился с желанием, основы педагогического мастерства постигал досконально.

— Пора студенчества запомнилась не только лекциями и семинарами. Работая в стройотряде, познакомился с будущей женой. Она тоже учитель, и малая родина у нас оказалась одна на двоих. В конце 80-х годов вместе отправились молодыми специалистами на родную Хотимщину. Приступили к работе в Забелышинской средней школе и основательно здесь закрепились, — рассказывает Александр Николаевич.

Сегодня за плечами Александра Степченко более 35 лет непрерывного трудового стажа. У него собственный педагогический почерк, он имеет квалификацию «учитель-методист», но никогда не останавливается в развитии.

— Иначе в современных реалиях нельзя. Концентрируясь на традиционных методиках, нужно всегда внедрять в образовательный процесс что-то передовое. К самосовершенствованию стимулирует взаимодействие с коллегами. Постоянный обмен опытом помогает идти в ногу со временем, — уверен Александр Николаевич.

Задание на дом

Свои уроки Александр Степченко строит на здоровьесберегающих, игровых технологиях и индивидуальном подходе к каждому ученику. Личность ребенка для него в приоритете.

— Все дети разные, с разным уровнем физической подготовки. Именно поэтому использую на занятиях разносторонние методы, исходя из возможностей, состояния здоровья и интересов того или иного учащегося, — поясняет Александр Николаевич.

Помимо дифференцирования, в основе уроков Александра Степченко — четкая преемственность и последовательность. В структуру обучения педагог всегда включает и персонализированные домашние задания.

— Знания и навыки, приобретенные учениками на уроке, для меня ключевое. Но упор делаю и на то, как дети используют их в повседневной жизни. По этой причине всем учащимся даю задания на дом. В основном это физические упражнения для формирования двигательных навыков по плану учебной программы. За качественно выполненную домашнюю работу ставлю высокие оценки, что служит стимулом к дальнейшей учебе, — рассказывает Александр Николаевич.

Плюсы в минусах

По словам педагога, школа в Забелышине малокомплектная. Это привносит определенные сложности в организацию уроков физкультуры. Есть проблемы с проведением некоторых занятий по изучению основ видов спорта. Очень часто в классе невозможно провести учебную двустороннюю игру.

— Решением стало освоение отдельных элементов спортивных игр в парах и тройках. Несмотря на определенные трудности, в малокомплектности свои плюсы. Все ученики находятся в поле моего зрения, есть возможность проводить уроки с высокой моторной плотностью: детально отрабатывать с учащимися практические умения и углубленно изучать теорию, — отмечает Александр Степченко.

Особое внимание в своей педагогической деятельности Александр Николаевич уделяет работе с одаренными детьми. Он сформировал собственную систему развития физических способностей учащихся.

Я долго занимался созданием в нашей школе хорошей спортивной базы. Она у нас достойная благодаря поддержке руководства. Наличие современного спортивного инвентаря очень мотивирует ребят к занятиям, — убежден учитель.

Раскрывать потенциал учеников Александр Николаевич начинает уже с начальной школы. Старается сразу подмечать склонности детей, направлять их в нужное русло. 

— Постоянно напоминаю детям, что одного таланта для спортивных успехов недостаточно. С одаренными учениками много работаем. Тренировки проходят в шестой школьный день, а непосредственно перед соревнованиями встречаемся с ребятами даже по воскресеньям. Зачастую занимаемся и на каникулах. Стремлюсь к тому, чтобы все ученики чувствовали себя товарищами, одной командой. У нас сильные помогают более слабым, старшие учат младших, — подчеркивает Александр Степченко.

Победы и рекорды

По мнению Александра Николаевича, для завоевания спортивных высот важна и психологическая поддержка, поэтому он неустанно говорит своим ученикам, что верит в них, убеждает, что все обязательно получится.

В совокупности с кропотливой подготовкой это приносит соответствующие результаты. Ученики Александра Степченко 387 раз становились победителями финальных этапов соревнований «Снежный снайпер», «Защитник Отечества», многоборья «Здоровье» и других престижных соревнований. По этому показателю педагогу нет равных в стране. Проявляют себя его учащиеся и в олимпиадном движении, регулярно получают призовые дипломы на областном этапе Республиканской олимпиады по предмету «Физическая культура и здоровье».

— Особенно горжусь нашим выпускником Антоном Вдовенко. Ему покорился и заключительный этап олимпиады, и все возможные республиканские старты. В числе моих спортивных звездочек — Степан Кучерявый, Мария Барановская. Нынешние ученики тоже радуют спортивными достижениями, — делится Александр Николаевич.

«Летний снайпер»

Победы учеников для Александра Степченко важны, но более значимым он считает массовое приобщение детей к занятиям спортом. Чтобы заинтересовать учащихся, он регулярно организует в школе увлекательные физкультурно-оздоровительные мероприятия. В нынешнем году к постоянным турнирам и спортландиям добавился новый фестиваль, масштабы которого вышли даже за пределы района.

— Идея проведения феста «Летний снайпер» пришла спонтанно. Инициативу поддержали органы власти, и в результате к нам в Забелышин съехались юные любители биатлона из разных уголков Могилевской области. Дети соревновались на лыжероллерах со стрельбой из пневматической винтовки. Фестиваль стал настоящим праздником дружбы и спорта. В планах — сделать его ежегодным, — говорит Александр Николаевич.

Лучшая награда

Многогранная, плодотворная работа Александра Степченко не остается незамеченной. Неординарный педагог неоднократно награждался грамотами и благодарностями, в том числе со стороны Министерства образования и Национального собрания. Имя Александра Николаевича занесено в Книгу славы Могилевщины, он является отличником образования, почетным гражданином Хотимского района, обладателем медали Франциска Скорины.

— За 3,5 десятилетия собрал вереницу профессиональных достижений. Но самые весомые из них — в учениках. Школьный порог они переступают достойными людьми, с четким пониманием своего призвания и места в обществе. Отдельные ребята прочно связывают себя с физкультурой. В числе таковых — мой сын, который стал учителем. Работают выпускники в разных сферах, но абсолютно все продолжают идти со спортом по жизни. Для меня это лучшая награда, — отмечает Александр Степченко.

Анна СИНЬКЕВИЧ
Фото Юлии ДАНИЛЕНКО