Преподаватель физкультуры Максим Буренков: прежде чем требовать результат, продемонстрируй его сам

- 12:20Журнал "Спорт time", Образование

Преподавателем физической культуры и здоровья в Минском государственном колледже ремесленничества и дизайна имени Н. А. Кедышко Максим Буренков работает 23 года. Сегодня его занятия по физкультуре посещают будущие педагоги, строители, кузнецы, сварщики, дизайнеры, флористы, художники, керамисты из 12 учебных групп. Вместе с коллегами он готовит сборные команды колледжа к  соревнованиям по разным видам спорта, также проводит в тренажерном зале занятия объединения по интересам «Атлетическая гимнастика».  

Профессия в наследство

Свою спортивно-педагогическую деятельность Максим Буренков начинал в середине 1990-х, после окончания Академии физической культуры и спорта (ныне БГУФК). Отслужив в армии, первый трудовой опыт получал в обычной общеобразовательной школе, а затем в строительном колледже, где понял, что хочет работать с детьми старшего возраста.

— Работа и взаимодействие с учащимися 5–6 классов и 9–11 классов сильно отличаются. С младшими детьми приходится много работать голосом, простые задания повторять 2–4 раза. Со старшеклассниками в этом смысле намного легче и проще: откровенное общение, доходчивое объяснение — и они тебя слышат, — говорит Максим Алексеевич.

На стезю спортивной педагогики много лет назад Максим Буренков ступил неслучайно:    

— Пожалуй, мой выбор профессии был предопределен, так как я из спортивной династии. Бабушка Нинель Савочкина еще в 1940 году стала чемпионкой СССР по плаванию с гранатой и плаванию 100 м на спине, а в годы Великой Отечественной войны была партизанкой, подпольщицей. Получив спортивное образование, она всю жизнь отдала спорту и стала заслуженным тренером БССР, в 1960-х работала заместителем директора Республиканской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва в Минске. Родители тоже были спортсменами-педагогами. Мама играла в волейбол и привлекалась в сборную СССР, отец занимался легкой атлетикой. Потом оба работали с детьми. Хотя мама сначала училась на физмате, куда поступила, будучи круглой отличницей, а на 3-м курсе перевелась в Белорусский государственный институт физический культуры. Моя тетя  гандболистка Татьяна Соловьянчик много лет преподавала в этом вузе. Так что после школы я особенно не раздумывал, кем мне стать, и в 1991 году поступил туда же, выбрав специализацию «волейбол», которым увлекался с 6 лет. Помню, тренер спортивной школы Виктор Иванович Подлеcский требовал у нас дневники. Тех, кто учился плохо, могли и на соревнования не взять. Я учился хорошо.

Сегодня Максим Алексеевич дневники у своих воспитанников не требует и не проверяет, однако по-отечески советует всем ответственно подходить как к учебе и будущей профессии, так и к занятиям физкультурой и спортом.

Непростой отбор

Из 637 учащихся колледжа преподаватель и его коллеги отбирают 40–50 молодых людей, для которых спорт как минимум на 3 года учебы становится одним из основных увлечений. Эти ребята попадают в сборные по видам спорта и принимают участие в большом количестве ежегодных соревнований, которые проходят среди учреждений среднего специального образования (УССО).

— В системе УССО проходит спартакиада для учащихся колледжей Минска более чем по 10 видам спорта. В этом году она стартовала с кросса. Затем было столичное первенство по футболу, баскетболу. В конце ноября состоялись соревнования по настольному теннису. Команды юношей и  девушек соревновались в стенах нашего колледжа, — рассказывает Максим Алексеевич о плотном графике спортивных мероприятий. — В январе проходят соревнования по лыжным гонкам, затем по плаванию. Ближе к февралю молодежь сразится в волейбол, далее пройдет многоборье «Защитник Отечества», а позже начнутся состязания по стритболу, которые сменит летнее легкоатлетическое многоборье.

— В колледже юноши и девушки осваивают как строительные, так и творческие профессии. Кто из них ближе к спорту? 

— Когда я начал работать здесь в 2001 году, это было строительное училище № 24. Большинство ребят, которые шли сюда осваивать строительные профессии, как правило, были крепкими, подвижными, достаточно спортивными и активными. Сейчас на строительные специальности набирают лишь пару групп, еще одна — будущие кузнецы, сварщики. Большинство профессий — творческие, а людям таких профессий спорт зачастую не очень интересен. К тому же многим не позволяет здоровье выкладываться на все 100 в погоне за результатом. Если 15–20 лет назад из 26 человек большинство учащихся относились к основной группе здоровья, а 2–3 человека — к подготовительной, то сейчас все с точностью до наоборот: из целой группы лишь 4–5 человек могут заниматься спортом безо всяких ограничений. К тому же у нас получает образование 51 учащийся  с особенностями психофизического развития.

— А как отбираете ребят в сборную команду?

— Честно говоря, это больной вопрос. Сегодня из 637 учащихся примерно у 100 юношей основная группа здоровья. В итоге с трудом набирается полсотни заинтересованных в спортивных соревнованиях. При этом не многие ребята могут похвастаться, что в школьные годы посещали спортивные секции. Скажем, норматив 1-го курса 12–13 подтягиваний сегодня выполняют 4–5 парней из 25. На таких ребят, конечно, в первую очередь делаем ставку. В начале учебного года внимательно присматриваемся ко всем первокурсникам, при сдаче нормативов наблюдаем, кто на что способен. Если я вижу, что юноша прыгает 2,75 м, тут же беру его на карандаш — в прямом смысле записываю в специальный блокнот как потенциального члена команды. Бывает, он еще хорошо бежит и плавает. Правда, спортсменов-универсалов, которые кросс бегут, играют в волейбол и футбол, плывут и стреляют, у меня всего пара человек на весь колледж. Это Вадим Сидоренко и Захар Погасай. Один такой учащийся может 5–6 видов спорта закрыть — и это большая удача. Помимо усиленных тренировок, ведущую роль в подготовке к соревнованиям играют беседы с юношами и девушками, ведь важно, чтобы они хотели участвовать в соревнованиях, с желанием тренировались и готовились, нацеливаясь на победу.

Лидирующие позиции в турнирных таблицах команда колледжа занимает нечасто, но традиционно придерживается золотой середины.

Захар Погасай: «В детстве я пробовал себя в разных видах спорта, занимаясь всем понемногу. Поступив в колледж, где уже учусь на последнем, 3-м, курсе, с удовольствием стал посещать тренажерный зал. Также выступаю в различных соревнованиях городского уровня по плаванию, многоборью, стрельбе и другим видам спорта. Думаю, спорт в умеренном количестве должен присутствовать в жизни каждого человека. Он не только полезен для здоровья, укрепления иммунитета, но и закаляет характер, воспитывает морально-волевые качества, укрепляет внутренний стержень. Рад, что последнее время в нашей стране открывается много спортивных объектов и секций на любой вкус».

 По словам опытного тренера, за 3 года вырастить чемпиона очень сложно, практически невозможно, если до этого человек не был близко знаком со спортом. В практике тренера по волейболу были несколько способных подростов, с которыми удавалось впоследствии занять призовые места в городском турнире по волейболу. Их Максим Алексеевич учил с нуля, начиная с постановки рук, верхней передачи мяча, разбега для нападающего удара — словом, с тех азов, которые постигают пятиклассники.

Повышая уровень спортивной подготовки своих воспитанников, Максим Буренков ставит способных первокурсников тренироваться и выступать на внутренних соревнованиях не с равными по способностям ребятами, а с более сильными и взрослыми спортсменами, у которых можно чему-то учиться, повышая тем самым свое мастерство. Кроме того, педагог считает важным вырабатывать в подопечных психологическую устойчивость. В этом помогает частая смена соперников. В состязаниях, как и в жизни, уверен он, важно быть готовым к психологическому дискомфорту и уметь его преодолевать.

— При этом я не ставлю перед собой задачу растить чемпионов. У нас другие цели: мы должны научить детей элементарным программным вещам, сформировать двигательные умения и навыки, дать прикладные знания, необходимые в профессиональной деятельности. Если ребенок, поскользнувшись и упав на улице, сумеет правильно сгруппироваться и не сломает руку или ногу, это уже можно будет считать нашей заслугой.

Для здоровья и в удовольствие

Ребятам, которые не выступают на соревнованиях, педагог уделяет ничуть не меньше внимания и сил. Он также активно мотивирует их заниматься спортом, объясняя важность физической активности для здоровья и жизни.

Программа занятий по физической культуре и здоровью состоит из традиционных учебных разделов, которые включают в себя легкую атлетику, спортивные игры, лыжные гонки, акробатику, атлетическую гимнастику,  профессионально-прикладную физическую подготовку. Но ничто не мешает педагогу применять вариативный компонент, адаптировать занятия под интересы учащихся, включая в них модные, современные тенденции, фишки, которые изо дня в день наблюдает молодежь в соцсетях, где нынче в почете спорт и здоровый образ жизни.

Стараясь быть в курсе актуального фитнес-контента, Максим Буренков отслеживает новинки и веяния спортивной индустрии, слушает авторитетных блогеров. На его занятиях юноши и девушки с удовольствием занимаются на гимнастических ковриках стретчингом, развивая гибкость и растягивая мышцы, стоят во всевозможных планках, которые помогают укреплять и поддерживать в тонусе мышцы пресса, рук, спины и ног. А еще они осваивают популярное берпи — повторение комбинации последовательных элементов. Без этого упражнения, хорошо известного еще c советских времен, сейчас не обходится почти ни одна высокоинтенсивная групповая или кроссфит-тренировка. Его популярность легко объясняется: это отличный способ придать телу тонус, сжечь калории и повысить выносливость и общую силу. К тому же для выполнения берпи не нужен ни инвентарь, ни много свободного пространства.

Показывая, как правильно выполнять упражнения, Максим Алексеевич и сам поддерживает хорошую физическую форму. Себя он относит к тем преподавателям, которые, прежде чем требовать результат от воспитанников, демонстрируют, каким он должен быть и как его достичь.

—  Я играю с ребятами в волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, выполняю различные гимнастические элементы, подтягиваюсь на перекладине, отжимаюсь на брусьях с первокурсниками. Личный пример в работе с молодежью тоже очень важен, — отмечает собеседник.

Дополнительные занятия объединения по интересам «Атлетическая гимнастика», которые проходят в тренажерном зале 2–3 раза в неделю, посещают и парни, и девушки. За 3 года учебы из щуплых юношей формируются широкоплечие молодые люди, а девушки, чей основной запрос — похудеть, стройнеют и хорошеют, обзаводясь мышцами.  Но это те, кто готов регулярно трудиться, а не мечтает уже через неделю увидеть кубики пресса.

Девушкам педагог много рассказывает про медицинские, физиологические аспекты тренированной фигуры, затрагивая тему материнства. Узнавая много нового, они под другим углом смотрят на занятия физкультурой.

Самое сложное, по словам Максима Буренкова, мотивировать молодежь на долговременные занятия спортом, которые сначала вошли бы в привычку, потом стали бы желанной потребностью, а после — жизненной необходимостью:  

— В начале нашего знакомства и на основных, и на дополнительных занятиях  всегда говорю, что моя цель состоит в том, чтобы, уходя с урока, ребята задумывались о здоровье, что полезное могут сделать для своего внешнего вида, хорошего самочувствия, отличного морального состояния. Бежать кроссы на время или сдавать нормативы мало кому нравится, а вот видеть стройное, спортивное и хорошеющее день ото дня тело, красивое отражение в зеркале хотят все. На этом и делаю акцент. И не устаю повторять, что в спорте быстрых результатов не бывает, за пару месяцев тренировок фигуру не изменить.

Маст-хэв от Максима Буренкова:

Каждое утро за 3–5 минут зарядки разминаю верхнюю часть туловища, начиная с шейного отдела. Выполняю разновидности маховых движений руками, повороты и наклоны корпусом. Разминая нижнюю часть туловища, прорабатываю коленный и голеностопный суставы, делаю упражнения на гибкость. А затем десяток приседаний и отжиманий.  

 Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора и Олега ИГНАТОВИЧА