Креативно и, главное, результативно руководит проектом «Зеленая школа» учитель Порплищенской школы Анна Маркевич

- 9:00Багаж знаний, Главная, Образование

“Ученикам интересно всё: от создания отелей для насекомых и домиков для летучих мышей до исследования качества воды в реках и колодцах”. Учитель биологи и химии Порплищенской школы Докшицкого района Анна Маркевич 10 лет руководит проектом “Зеленая школа”. Получается креативно, а главное — результативно! Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Свою педагогическую карьеру Анна Маркевич начала в качестве преподавателя химии в 2010 году в НДЦ “Зубренок”. Там получила хорошую методическую подготовку. С 2013 года работает в Порплищенской школе. Увлекается фотобердингом, цветоводством, экотуризмом.

Пять самых значимых достижений в работе

  1. Прежде всего образовательный проект “Зеленые школы”. Участвуем в нем уже 10 лет. За это время дважды были награждены дипломом І степени, так как нам удавалось выполнить 90% заданий из 6 разделов. Задания доступные и интересные для учащихся, а то, что интересно, делается с удовольствием. Все отчеты размещены на сайте школы с фотоподтверждением. А еще немаловажно то, что, достигая определенных успехов в проекте, мы получаем подарки — микроскопы, зеркальный фотоаппарат, планшеты. Они помогают в учебной и исследовательской деятельности.
  2. Моя ученица Анжелика Ширей в этом году представляла школу в проекте БРСМ “100 идей для Беларуси”. Она выступала с работой “Биоразлагаемые полимеры на основе крахмала”. Практическая польза заключается в предложении внедрить в Беларуси изготовление цветов и венков из биоразлагаемых полимеров для возложения к памятникам. Также девушка принимала участие в республиканском конкурсе “Энергосбережение для нас и природы”. Анжелика представляла флешмоб “Позитивная энергия” и получила диплом І степени на областном этапе.
  3. Наша “Птичья столовая” завоевала диплом ІІІ степени на областном этапе республиканского конкурса “Лучшие практики реализации образовательного проекта “Зеленые школы” в учреждениях образования” в номинации “Экологический проект”. Мы презентовали многокормушечную столовую для птиц, которая этой осенью появилась в нашем дендропарке.
  4. Волонтерский отряд “ВИД” (вижу, исследую, действую), участниками которого являются учащиеся 10—11-х классов, на областном конкурсе социальных проек­тов “Кто, если не мы” награжден дипломом І степени. Отряд “Экодозор”, в составе которого ребята 5—8-х классов, на областном этапе республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора завоевал диплом І степени и на респуб­ликанском этапе — диплом Республиканского центра экологии и краеведения.
  5. В рамках проекта “Зеленые школы” учащимися 7-го и 8-го классов проведено измерение количества нитратов в воде из колодцев и колонок в агрогородке Порплище. Результатом этой работы стала исследовательская работа “Качество питьевой воды в аг.Порплище”. Валерия Золотухо из 10-го класса написала исследовательскую работу “Экологическое состояние почвы при­школьного учебно-­опытного участка”. Она отмечена дипломом І степени на областном конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся.

Пять способов реализации экологического воспитания

  1. Активное вовлечение учащихся в экологическую практическую деятельность. Проводим акции по сбору макулатуры, отработанных батареек, пластиковых емкостей и крышечек, “Поможем пернатому другу весной” (строим синичники и скворечники), “С каждого по зернышку” (собираем корм для птиц).
  2. Организовываем флешмобы “Берегите землю!”, “Земля в объективе”, “Я люб­лю Землю”, “Цвети, Земля”. На сайте нашего учреждения образования в разделе “Зеленые школы” можно посмотреть соответствующие видеоролики.
  3. Волонтерские отряды выявляют несанкционированные свалки бытовых отходов в агрогородке, наводят порядок и устанавливают таблички “Здесь убирались волонтеры Порплищенской СШ! Пожалуйста, не мусорите!” или “Будь культурным, бросай окурок в урну!”.
  4. Повышаем экологическую культуру местного населения. Например, проведя исследование качества питьевой воды в агрогородке Порплище, раздавали буклеты “Вода в колодце. Что мы пьем?”. На родительских собраниях знакомим пап и мам с результатами мониторинга состояния окружающей среды в нашем населенном пункте, вывешиваем информацию на стенде.
  5. Мы наладили сотрудничество с Докшицкой районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, с Бегомльским лесхозом. Ежегодно весной и осенью принимаем участие в акциях по посадке леса, по уборке мусора.

Пять моментов, благотворно влияющих на образовательную среду

  1. Мне важно, чтобы в классе царила творческая атмосфера сотрудничества, все ребята были включены в работу и с интересом выполняли задания. Для этого провожу нестандартные уроки, предполагающие выполнение учебного исследования или его элементов (урок-исследование, лабораторный урок, урок — защита исследовательских проек­тов). Использую сначала индивидуальную, затем парную и групповую формы работы (делается это для взаимообучения) и в конце коллективную. Так вместе мы идем к достижению поставленной цели занятия.
  2. Практикую проблемные за­дания. Они помогают ученикам думать, учат анализировать, формировать личностную мотивацию и высокую самостоятельность, которые должны быть у юного исследователя. Например, при изучении темы “Бактерии” прошу объяснить: почему работники таможни запрещают перевозить через границу семена, плоды и черенки растений, а также животных? Почему в Восточной Сибири сохранились трупы древних слонов, мамонтов, живших 15 000 лет назад? Почему ночью светятся гнилые пни и гнилая рыба, выброшенная бурей на берег?
  3. Организовываю экологические викторины и конкурсы “У нас Земля одна”, “Экономика + экология”, “Приветствуем жаворонков!”, “Арт-домик для синички”, “Лучшая кормушка для пернатого друга”. Также занятия-квесты “Наш след на Земле”, “Таинственными тропами родного края”, “Сохраним планету вместе”, “Наблюдения за птицами на кормушках”, уроки-экскурсии, например, в цех прессования вторсырья РУП ЖКХ “Докшицы-коммунальник”.
  4. Применяю задания исследовательского характера. Они могут иметь форму практических экспресс-исследований: какие птицы живут в дендропарке, определить стороны горизонта по стволам деревьев. И теоретических экспресс-исследований: особенности насекомоядных растений, приспособления растений к опылению, насекомых к сбору пыльцы и нектара.
  5. В 5-м классе веду факультативное занятие “Зеленые школы”, в 9-м — “Биологические знания в жизни человека”, в 8-м — “Любознательным о тайнах вещества”, в 10-м — “Удивительный мир органической химии”. Здесь нам также удается проводить интересные исследования. Одно из них — “Энергосбережение в школе”. Учащиеся вместе с заведующим по хозяйству снимали показания счетчиков, изучали объемы энергопотребления за предыдущие годы, затем строили диа­граммы и делали выводы, составляли рекомендации. Еще одна работа — ­“Изучение состава и количества отходов, которые образуются в школе”. Также проводили необычное занятие — живая газета, на котором ребята-корреспонденты выпускали номер газеты “Животные-артисты”.

Пять особенностей Порплищенского школьного дендропарка

  1. Это своеобразная лаборатория под открытым небом. Ее территория около двух гектаров, здесь растет более 60 видов деревьев и кустарников. Всего около 750 растений. Благодаря этому есть возможность показать ребятам все богатство и многообразие зеленого мира Беларуси. Школьники в дендропарке изучают биоразнообразие дикорастущих травянистых растений, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников, лишайников, птиц, наземных насекомых. Как итог — многочисленные исследовательские работы: “Лишайники — индикаторы воздуха”, “Изучение снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования”, “Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха по состоянию сосны обыкновенной”.
  2. В дендропарке учащиеся создали убежища для беспозвоночных животных: бревна, или кучки камней, или сухих веток, а рядом таблички “Здесь живу я, червяк!” или “Здесь живу я, жук!”, отели для насекомых, домики для летучих мышей, кормушку для белки, синичники и скворечники, зимой развешивают множество кормушек для птиц.
  3. Визитная карточка — аллея лип: летом здесь так трудятся пчелки, что их слышно издалека. А осенью ребята устраивают фотосессии и просто релаксируют, шурша листочками. Поддерживают порядок здесь ученики, учителя, рабочие. Работы у нас много, поэтому все субботники проходят именно в дендропарке.
  4. Есть клумба для бабочек и “дикий луг”, растения на нем не скашиваются, а вызревают и насеваются заново. Всё это нужно для сохранения и увеличения биоразнообразия растений, птиц, насекомых и других животных.
  5. Разработана экологическая тропа. Учащиеся сами проводят экскурсии по ее маршруту для ровесников из других школ района и гостей нашего учреждения образования.

Пять секретов-мотиваторов

  1. Стараюсь быть примером для учащихся. Дети нас не слышат, дети на нас смотрят. Интересуюсь экологией и делюсь информацией с ребятами. Сортирую мусор, сдаю отходы на переработку. Мне не стыдно на улице подобрать мусор и донести его до урны. Ответственно избавляюсь от опасных отходов, к которым относятся просроченные лекарства, электроника, ртутные лампы и термометры. Ведь если они попадут на свалку, то будут загрязнять воздух, почву и подземные воды, а если на переработку, то станут источником ценных материалов. Хожу с многоразовой сумкой. Избегаю одноразовой посуды, пользуюсь термокружкой.
  2. Отмечаю положительные моменты в любом деле учеников. Если они не достигли ожидаемого результата, указываю на то, что получилось. Объясняю, что важен не только результат, но и сам процесс. Не жалею комплиментов, похвал.
  3. Учу не бояться ошибок. Ошибаться — это норма.
  4. Не читаю нотации, лучше еще раз объясню, покажу, предложу свою помощь.
  5. Провожу стимулирующие занятия с высокомотивированными учащимися, где мы готовимся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, защите проектов. Если есть трудности с усвоением материала, предлагаю ученикам посетить поддерживающие занятия и подтянуть знания по отдельным темам по химии, биологии.

Марина ЖДАНОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА