Будущие швеи в Осиповичах осваивают текстильный дизайн, скрапбукинг, кардмейкинг, декупаж и роспись по ткани

- 11:10Образование

Искусство изготовления швейных изделий мастер производственного обучения из Осиповичей из года в год преподает нескольким группам учащихся. Подробности узнавала корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

Передавая швейное мастерство

Наталья Радкевич более 20 лет работает в Осиповичском государственном колледже, обучая девушек и юношей технологии шитья. Сегодня она трудится мастером производственного обучения и преподает учебные предметы профессионального компонента: “Специальная технология”, “Оборудование”, “Материаловедение” и “Спецрисунок”. А еще ведет объединение по интересам “Дизайн-Ателье”, которое два раза в неделю посещают учащиеся 1-го и 3-го курсов. Дизайнерские коллекции опытного педагога регулярно становятся финалистами белорусского праздника красоты “Мельница моды”.

Обучение в колледже строится на интеграции различных специальностей. Поступив после 9 классов, юноши и девушки получают 2—3 квалификации, что повышает их конкурентоспособность при трудоустройстве. Уже много лет подряд, к примеру, обучаясь на швею (по специальности “Изготовление швейных изделий”), учащиеся также становятся парикмахерами, получив специальность “Оказание парикмахерских и косметических услуг”. А с этого учебного года вторым вариативным компонентом в такой интеграции стала специальность “Обслуживание и изготовление продукции в общественном питании”. В итоге к концу обучения сегодняшние первокурсники станут швеями 3-го разряда и поварами 4-го разряда.

Знакомство с профессией швеи происходит на 1-м, 2-м и 3-м курсах. В течение первого года обучения при изучении учебного предмета “Специальная технология” мальчишки и девчонки осваивают в теории и на практике самые простые вещи, например, какие бывают стежки, машинные швы, как происходит обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий: клапанов, карманов, застежек, воротников. На втором году обучения уже более подробно начинают изучать обработку изделий. Также будущие швеи изучают такой учебный предмет, как “Оборудование швейного производства”.

— Обучение по предметам профессионального компонента происходит параллельно и поэтапно “от простого к сложному”. Разбираясь в швейном оборудовании, мы сначала изучаем, из каких деталей и механизмов оно состоит, затем рассматриваем взаимодействие механизмов между собой для образования строчки, также знакомимся с машинками специального назначения. Изучая текстильные материалы, начинаем с волокон, строения тканей, классификации ткацких переплетений. А на 2-м курсе учащиеся уже распознают ткани, трикотажные полотна и нетканые материалы. На практических занятиях первокурсники изучают основные виды ручных, машинных швов, учатся обрабатывать отдельные элементы изделий. В середине второго курса мои подопечные садятся за пошив столового и постельного белья.

Начинающие дизайнеры

На дополнительные занятия, которые проходят каждую неделю, приходят те, кто хочет погрузиться в профессию и поближе ознакомиться с миром дизайна и моды: обучиться не только азам швейного производства и технологическим секретам, но и развить в себе творческие способности, чувство прекрасного, освоить множество декоративных техник. Подопечные мастера пробуют себя в текстильном дизайне, скрапбукинге, кардмейкинге, декупаже, росписи по ткани, мозаике, коллажных техниках. А также работают с выкройками из модных журналов, переснимают готовые лекала, шьют для себя наряды, иногда даже пытаются моделировать и создавать швейные изделия по собственным эскизам. Все задания индивидуальны и зависят от уровня подготовки и личных интересов юных дизайнеров.

— На дополнительных занятиях в “Дизайн-Ателье” мы изучаем то, что остается за рамками учебного плана. Здесь больше места для полета фантазии, для реализации творческих задумок. Декоративные техники помогают сделать любое швейное изделие неповторимым, изысканным, уникальным, всегда придают им особый шарм, — говорит Наталья Радкевич. — Сегодня ребятам особенно нравится использовать для декора однотонной одежды или шоперов роспись по ткани, чтобы себя проявить и выделиться из толпы, что важно для подростков. Результат такого творческого проявления не заставляет себя ждать: акриловые краски наносятся через трафарет кистью, затем подсушиваются феном, а после проутюживаются через листок бумаги. Пару часов работы — и модную вещь можно выгуливать в свет.

На неделях швейного мастерства в колледже учащиеся соревнуются в конкурсах, демонстрируют полученные навыки, участвуют в мастер-классах. Это может быть презентация своих коллекций одежды или соревнование
в конкурсе “Преображение”, где будущие швеи наряжают модель из числа зрителей в заранее подготовленный костюм, создавая при этом цельный образ, отражающий одну из десятка профессий, которым обучают в колледже.

Разработка коллекций

На протяжении последних 12 лет Наталья Константиновна регулярно участвует в республиканском фестивале-конкурсе моды и фото “Мельница моды”, а также представляет коллекции в областном этапе республиканского смотра инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования. Воспитанники объединения по интересам “Дизайн-Ателье” — ее первые помощники в создании авторских конкурсных коллекций.

Первая демисезонная коллекция “Карамельная осень”, которая в 2012 году прошла в финал “Мельницы моды”, была совместным творчеством учащихся и двух педагогов колледжа Натальи Радкевич и Риммы Хилькевич. Затем еще трижды коллекции Натальи Константиновны выходили в финал модного шоу.

— Традиционно фестиваль-конкурс, подготовка и участие в котором длятся весь учебный год, проходит в несколько этапов и стартует осенью с “Эскизного тура”. Затем следует “Тур воплощения”, куда представляются работы с уровнем готовности 70%. Предфинальный этап — “Фотоколлекций”, — знакомит с условиями и требованиями конкурса моя собеседница. — В модном фестивале принимают участие от 200 до 400 дизайнеров со всех уголков страны. В финал проходят лучшие. При создании коллекций для “Мельницы моды” приобщаю к работе над ними своих учеников. Мы вместе обсуждаем вопросы создания того или иного образа модели, смысловой передачи идеи коллекции, способы и методы обработки и декорирования. Ребята
помогают разрабатывать и воплощать декоративные элементы, придумывать модные молодежные символы.

Например, в коллекцию “В свете фонарей” вошли модели одежды, выполненные в едином цветовом, фактурном и конструктивном решении, с элементами ручной росписи по ткани. За основу взят ­О-образный силуэт, напоминающий форму фонаря. Стилизованные фонари просматриваются в декоративных элементах, которые выполнены в виде аппликации, вставок из блестящего атласа с нанесением вручную контурного
рисунка, разработанного к стилистике данной коллекции. Так, блестящий шнур-косичка подчеркивает контур декоративных элементов и создает целостность образа, эффект “отблеска фонарей”.

— Готовясь к “Мельнице моды — 2019”, разработала коллекцию детской одежды “Уютный Wi-Fi”. Хотелось создать такую мягкую, теплую, домашнюю одежду. В нее вошли удлиненные байки, туники, платья широкого покроя, трикотажные “сапожки-валенки” для дома. А на одном из дополнительных занятий мои помощники помогли придумать идею с символами коллекции, которые воплотились в заметные и запоминающиеся стилизованные элементы на тему Wi-Fi: настроченный шнур, изображающий радиосигнал, объемный значок Wi-Fi и отдельные элементы в виде сердечек, — продолжает мастер.

В прошлом году на главном модном празднике страны Наталья Константиновна представила коллекцию детской одежды “Спынiся!”. Яркие образы, выполненные из красочных тканей, дополнял оригинальный декор — разноцветные следы от протектора шин, которые остаются при экстренном торможении авто. По словам педагога-модель­ера, идея коллекции “Спыніся!” была в призыве к безопасному поведению на дороге всех участников дорожного движения:

— Хотелось еще раз привлечь внимание публики к проб­леме ДТП на дорогах, призвать как детей, так и взрослых быть бдительными и напомнить, что перед пешеходным переходом стоит остановиться и пешеходам, и водителям, чтобы там не оставалось устрашающих следов тормозного пути.

Со своими воспитанниками педагог посещает выставки-ярмарки мастеров ручной работы, а также выставки различных белорусских швейных предприятий с мастер-классами и модными показами, фестивали мод.

В копилке коллекций мастера производственного обучения коллекция в народном стиле, работы “Этносовременность” и “Как с обложки журнала”.

Пример педагога то и дело вдохновляет ее подопечных на участие в творческих конкурсах и создание своих мини-коллекций. Воспитанники мастера не раз становились призерами областного и Республиканского смотра технического и декоративно-прикладного творчества учащихся и работников учреждений профессионально-технического, среднего специального образования со своими работами в технике “Кардмейкинг”, “Художественная обработка текстиля”.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото из архива колледжа