Реализация республиканского проекта «Родительский университет» помогает педагогам нашей гимназии укрепить и обогатить новыми формами взаимодействие с родителями учащихся, приобрести в лице отцов и матерей надежных союзников в решении актуальных проблем воспитания.
Активный интерес у участников вызывают занятия на такие темы, как «Особенности психологии детей разных возрастных групп», «Родительская помощь ребенку при выполнении домашних заданий», «Как развивать навыки самоорганизации и тайм-менеджмента», «Современные гаджеты: помощь или помеха в учебе», «Как выстроить доверительные отношения с детьми», «Роль родителей в формировании ценностей и жизненных ориентиров ребенка», «Здоровое питание: советы по созданию сбалансированного рациона детей и подростков», «Как помогать справляться с тревожностью», «Как развивать социальные навыки» и др. Обсуждение этих тем, по отзывам родителей, помогает им лучше понять потребности собственных детей, научиться эффективно поддерживать их.
Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум «Родительская помощь ребенку при выполнении домашних заданий».
Цель: выработка родительской стратегии, направленной на воспитание у учащихся самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Задачи:
- обсудить с участниками требования к выполнению школьниками домашних заданий;
- выявить типичные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении домашних заданий;
- наметить пути формирования у детей навыков самостоятельной учебной деятельности.
Ход семинара-практикума
І. Вступительная часть
Ведущий. Домашние задания для ученика – это не просто формальность или дополнительная нагрузка. Это важный этап в обучении, способствующий не только закреплению пройденного материала, но и развитию навыков самоорганизации, формированию критического мышления. Зачастую дети при их выполнении обращаются за помощью к родителям. Чтобы эта помощь была эффективной, папа и мама должны уверенно владеть способами поддержки самостоятельности школьника в учебном процессе. Об этом мы и поговорим сегодня.
ІІ. Основная часть
- Интерактивная беседа
Ведущий предлагает участникам коллективно обсудить наиболее важные вопросы по заявленной теме.
Вопрос 1. Для чего нужны домашние задания по учебным предметам?
Предполагаемые ответы: для углубления знаний, для выработки навыков продуктивной деятельности (самоорганизации, тайм-менеджмента), для получения опыта практического применения учебного материала, для облегчения подготовки к экзаменам, для формирования навыков самостоятельного обучения, для установления обратной связи «ученик – учитель».
После обсуждения ведущий подводит родителей к выводу: домашние задания – важная часть образовательного процесса, способствующая более глубокому усвоению знаний учащимися, формированию у них необходимых общеучебных навыков и навыков самоконтроля.
Вопрос 2. Как часто вы помогаете своему ребенку при выполнении им домашних заданий?
Для ответа на этот вопрос целесообразно провести анкетирование.
Примерный образец анкеты (ответы подчеркнуть)
1. Как часто вы помогаете своему ребенку при выполнении домашних заданий? (Каждый день; несколько раз в неделю; редко; никогда.)
2. Какую именно помощь вы оказываете своему ребенку при выполнении им домашних заданий? (Помогаю от начала до конца; объясняю трудные темы; проверяю уже выполненные задания; создаю комфортные условия для работы дома (тишина, освещение и пр.); помогаю с организацией времени для выполнения домашнего задания; не помогаю вообще, предпочитаю, чтобы ребенок делал все самостоятельно.)
3. Какие трудности, по вашим наблюдениям, испытывает ребенок при выполнении домашних заданий? (Не понимает, что надо делать, т.к. не усваивает тему на уроках; не видит смысла в выполнении домашней работы; не умеет управлять своим временем; часто отвлекается от работы (сидит в социальных сетях, смотрит телевизор, разговаривает по телефону и т.д.); ощущает нехватку ресурсов, необходимых для качественного выполнения домашних заданий (учебных материалов, литературы по теме и т.д.); эмоционально нестабилен (тревожен, не уверен в себе и т.д.); чувствует физическую и(или) психическую усталость после долгого учебного дня ввиду перегрузки.)
4. Какой формат своей помощи ребенку вы считаете наиболее эффективным? (Совместная работа над домашними заданиями; консультирование по конкретным учебным вопросам; мотивирование и поддержка; обеспечение образовательных мероприятий (занятия с репетиторами, на подготовительных курсах); другое.)
Вопрос 3. До какого возраста ребенка родителям следует контролировать выполнение им домашних заданий?
Предполагаемые ответы: до 7 лет (в первом классе нужно полностью контролировать ребенка, чтобы сформировать у него привычку к систематической учебной работе); до 10 лет (в начальной школе нужно полностью контролировать выполнение домашних заданий, но к 4–5 классу следует постепенно приучать ребенка к ответственности); до 12 лет (родительский контроль может не быть постоянным, а по запросу ребенка); до 14 лет (подростки часто бывают неорганизованными и недисциплинированными); вообще не следует контролировать (нужно давать ребенку больше свободы и научить самостоятельно организовывать учебную работу); все зависит от особенностей ребенка (важно учитывать индивидуальные способности ученика).
После ответов участников организуется обсуждение.
- Мини-лекция
Одна из важнейших задач родителей как участников образовательного процесса – помочь своему ребенку научиться выполнять домашнее задание самостоятельно. Это не только способствует развитию важных жизненных навыков, формированию уверенности в себе, но и мотивирует на творческий подход к собственной деятельности. Ученик, приученный к самостоятельности, лучше справляется с планированием своего времени. У него развито чувство ответственности, он осознает, что его успехи или неудачи в учебе напрямую зависят от его собственных усилий.
Как же приучать школьника к самостоятельному выполнению домашнего задания? Начинать, разумеется, следует с формирования ответственности за свою учебу: не ограждать от трудностей, показать зависимость между затраченными усилиями и результатом, поощрять добросовестное выполнение задач, вводить санкции за безответственное отношение к делу. С целью развития у ребенка навыков самоуправления необходимо как можно раньше научить планировать свое время, организовывать рабочее пространство, находить ресурсы для своевременного выполнения заданий.
Чтобы укрепить в ребенке уверенность в своих силах, никогда не ругайте его за плохие отметки, поощряйте малейший успех, поддерживайте и стимулируйте инициативу, спокойно совместно разбирайте неудачи, подчеркивая их временный характер. Последовательно развивайте критическое мышление: учите анализировать любую информацию, рассуждать и делать самостоятельные выводы. Снижайте у ребенка зависимость от самих себя: определите границы своего вмешательства в его дела и всячески поддерживайте его в поисках собственных решений.
Школьников младшего и среднего звена мотивировать на самостоятельную учебную работу дома можно путем введения элементов геймификации в виде системы поощрений. Например, условиться с ребенком начислять определенное количество баллов за выполненное задание с последующим переводом этих баллов в поощрения (компьютерные игры, поход в кино и др.). Можно договориться оформлять «доски достижений» или визуальный график с регулярным отмечанием на нем результатов выполненных домашних заданий. Эффективно использование специальных квестов. Например, первый пункт задания – «пройти через лес» (прочитать текст), второй – «победить дракона» (решить задачи), третий – «достичь замка» (сдать работу учителю). Целенаправленно создавайте ситуацию успеха: хвалите ребенка не только за его достижения, но и за его усилия, затраченные на учебный труд.
Известный российский психолог, автор книг для родителей «Это же ребенок!» и «Это же подросток!» Виктория Дмитриева дает следующие рекомендации по выполнению школьниками домашних заданий.
- Сначала удовлетворите базовые потребности ребенка, а уже потом напирайте на учебу. Если ребенок устал, не выспался, голоден, чем-то сильно расстроен, переживает стресс от родительских ссор или рождения младшего ребенка – сначала нужно решить эти проблемы.
- Поставьте себе цель не «сильная школа», не «победы на олимпиадах», а «самостоятельная учеба».
- Выполнение домашнего задания должно стать привычкой: для этого установите время – лучше с 15.00 до 17.00.
- Покажите ребенку значимость занятий. Не отвлекайте, не зовите на обед, не шумите, организуйте отдельное рабочее место, которое будет ему нравиться. Пусть сам выберет себе стол, стул, лампу. Пусть сам покупает себе тетради, ручки, пеналы, которые ему нравятся.
- Уберите МЫ! Никаких «МЫ пошли в школу», «МЫ скатились на двойки», «МЫ делаем уроки». Пока у вас есть МЫ – ребенку катастрофически сложно стать самостоятельным.
- Не предлагайте помощь ребенку, если он не просит. Самостоятельности нельзя научить, ее можно только предоставить. Контроль родителей блокирует развитие самоконтроля ребенка.
- Помогите ребенку найти мотивацию. Это можно сделать через интерес (учиться через игру, челленджи), достижения (разделите объемное домашнее задание на маленькие части, и пусть ребенок ставит яркие плюсики возле каждой, которую он выполнил); понимание (для чего каждая мелкая задача), поощрение (эмоциями, но не деньгами).
- Выделите ребенку минимум 30 минут индивидуального времени в день.
- Грамотно организуйте учебный процесс. Напомните о времени, разделите большой объем домашней работы на маленькие отрезки, а потом заботливо самоустранитесь: «Я пойду готовить ужин, ты пока делай, такое задание ты уже можешь сделать сам, я в тебя верю».
- Если ребенок все же зовет на помощь, не решайте за него, не говорите правильные ответы, а помогите разобраться наводящими вопросами типа: «А как ты думаешь?», «А что учитель говорил на эту тему?».
Ну а если вы видите, что ребенок реально ничего не знает и не понимает – поговорите с учителем. С уважением к опыту педагога уточните, как можно изменить подачу материала именно вашему ребенку: например, пересадить его ближе или давать дополнительные интересные задания в классе, чтобы информация лучше усваивалась.
- Работа в парах
Ведущий предлагает участникам разделиться на пары и совместно определить несколько стратегий помощи ребенку при выполнении домашних заданий, которые они уже использовали или хотели бы использовать. Организуется обсуждение. Каждая пара делится одной или двумя наиболее эффективными, на ее взгляд, стратегиями с остальными участниками.
III. Заключительный этап
Ведущий. Формирование у ребенка навыков самостоятельного выполнения домашнего задания неотрывно от воспитания в нем таких важных для успешной самореализации качеств, как ответственность, организованность, критическое мышление. И мы, родители, обязаны создать для этого поддерживающую, стимулирующую среду – проявляя терпение и заботу, используя оптимальные для индивидуальности конкретного ребенка стратегии.
Ведущий предлагает участникам с целью определения продуктивности занятия ответить на несколько вопросов.
- Какие стратегии помощи ребенку в его учебной работе дома, о которых шла речь на этом семинаре, вам представляются наиболее эффективными?
- Планируете ли вы после нашей встречи что-то изменить в своем подходе к оказанию помощи ребенку при выполнении домашнего задания?
- Какие дополнительные ресурсы или помощь в развитии и воспитании детей вы хотели бы получить со стороны школы?
- Какие учебные навыки и привычки вы хотели бы развить у своего ребенка?
Литература
1. Васильева, Е. А. Психология обучения и воспитания: как помочь ребенку стать самостоятельным / Е. А. Васильева. – М.: Просвещение, 2020. – 190 с.
2. Гелясина, Е. В. Метапредметная компетентность обучающихся: инструменты формирования / Е. В. Гелясина // Народная асвета. – 2022. – № 1. – С. 7–10.
3. Иванов, П. Л. Самостоятельная работа школьников: методические рекомендации / П. Л. Иванов. – СПб.: Питер, 2019. – 40 с.
4. Кузнецова, Т. В. Организация самостоятельной работы учащихся: практические советы для учителей и родителей / Т. В. Кузнецова. – М.: Учитель, 2021 – 234 с.
Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер