Проблема качества вечная и непреходящая. И предстоящая пятилетка станет для нас проверкой на прочность того фундамента, который формирует образование для развития общества и государства.
При всей сложности стоявших перед белорусским образованием задач оно продемонстрировало свою способность объединять все слои общества в формировании уважения к государственности, исторической памяти, достижениям современной Беларуси в тяжелый для страны, да и всего человечества период. Ушедший год показал актуальность, своевременность и грамотность тех шагов, которые были предприняты в нашей сфере. Это касается и централизованного экзамена (высокая корреляция годовых и экзаменационных отметок), и работы с одаренными детьми (небывалое число медалей на международных олимпиадах), и масштабной деятельности по развитию инклюзии, созданию безопасной среды, и нового качества профориентационной, а также воспитательной работы на всех уровнях образования, где мы уходим от формальных мероприятий и вовлекаем учащихся в социально полезные и личностно значимые проекты. Сделано немало, но не меньше предстоит сделать и в этом году.
Ориентиром в работе в 2025 году выступают задачи, которые были поставлены главой государства и министром образования на августовском педагогическом совете.
Это прежде всего задачи повышения престижа профессии учителя и воспитания патриотов. Их решение призвано обеспечить новый качественный уровень образования. Сразу отмечу, что такие задачи требуют кропотливой и непрекращающейся работы, работы всего общества и государства, по сути, каждого белоруса. В центре этого процесса стоит школа.
Престиж профессии учителя непосредственно связан с признанием ценности той миссии, которая отводится педагогу в обществе и государстве. И здесь важно осознание каждым педагогом своей общественной значимости, понимание им своей роли в формировании мировоззрения молодого поколения. Важны уважение к своей профессии и чувство собственного достоинства. В этом отношении не могу не отметить положительные подвижки. Правила учащихся и правила родителей, принятые в завершение 2024 года, являются мощным дополнением ранее предложенных золотых правил педагогов и составили своеобразный культурный триптих, объединяющую идею которого формируют культура личности, культура школьной организации, культура отношений, система национальных ценностей и идеология государства, а в центре всего этого стоит уважаемый всеми участниками образовательного процесса и уважающий себя и свою профессию учитель.
“Время выбрало нас” — это и об учителях. Сегодняшнее время — время цифровизации. А это означает, что мы, педагоги, должны очень быстро научиться работать в новых условиях, в условиях еще одного вызова — искусственного интеллекта.
Заменит ли искусственный интеллект учителя? Знаю, что в некоторых странах такое практикуется. Но это происходит из-за дефицита педагогов. Читала, что есть опыт проведения уроков роботом, но, внимание: за урок не прозвучало ни одного вопроса! Так все-таки искусственный интеллект — это благо или угроза? В чем мы абсолютно уверены, так это в том, что искусственный интеллект — это данность.
ИИ с невероятной скоростью входит в сферу образования. Он действительно может избавить педагога от рутинной работы. Рутинной, но не творческой! Уверена, что наши учащиеся уже пользуются его возможностями при написании каких-то работ. И вот здесь учитель должен взять на себя роль наставника, компетентного в своей области аналитика, проявить исследовательские навыки, вовлекая учащихся в обсуждение, выявляя уровень их самостоятельности в представленной работе. Согласитесь, ожидания современных учащихся все меньше связаны с получением от педагога новой информации. Это как раз то, что оперативно можно получить, используя возможности искусственного интеллекта. Значит, перевод образования на новый качественный уровень связан прежде всего с потребностью и готовностью педагога работать над своим самообразованием, в том числе в сфере цифровизации. Важно идти в ногу со временем: не догонять, а действовать на перспективу.
Особо подчеркну, что активное внедрение ИИ в нашу жизнь значительно повышает роль педагога как созидателя личности. Именно учителю дано сохранить человеческое в человеке, не позволить “оцифровать” сознание взрослеющей личности. Проблема формирования у молодого поколения смыслов и ценностей, значимых для него самого и для нашего Отечества, особенно в наше время, время глобального ценностного конфликта, является весьма актуальной не только для профессионального сообщества педагогов, но и для общества в целом. Здесь уместно напомнить, что целью воспитания в нашей стране является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Эта личность должна быть готова и способна справляться с самыми разными ситуациями, разрешать как стандартные, так и незнакомые проблемы, ставить задачи и двигаться к цели в балансе личных интересов и запросов общества и государства.
Культивирование ответственности взрослеющего человека за выбор своих поступков — это задача, которая не теряет актуальности. Именно педагог в наше стремительное время может стать помощником в том выборе, который предстоит сделать молодому человеку, в понимании своего места в обществе и тех событий, которые происходят в стране и мире. Здесь нужны инновационные технологии правового воспитания с применением ИИ на основе актуализации достижений белорусского общества и государства. Нынешнее поколение школьников в силу возраста не наблюдало становления нашего суверенитета и нашего правового государства. Их личностное взросление проходит в мирной, благополучной, динамично развивающейся стране. Но мы-то знаем, что так было не всегда. Научить их ценить, благодарить, уважать и гордиться тем, что мы имеем, делать свой жизненный выбор в опоре на наши национальные ценности и достижения — задача каждого из нас. Потому что выбор молодежи — это наше будущее.
Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер