Управление профессиональным ростом педагога: семинар для начинающих заместителей директора по учебной работе

- 13:16Журнал "Народная асвета", Образование

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения важность непрерывного профессионального образования педагога, в связи с чем возрастает значимость организации методической работы в учреждении образования.

Т.М.ЛЕВКОВИЧ, методист высшей квалификационной категории Новополоцкого городского учебно-методического кабинета

При этом под методической работой понимается целостная система мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации, совершенствование профессионального мастерства и творчества каждого учителя с целью обеспечения качества образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития ученика [3].

Для начинающих заместителей директора по учебной работе сотрудниками нашего учебно-методического кабинета проводятся обучающие мероприятия, одним из которых стал семинар «Методическая работа: управление профессиональным ростом педагога».

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности заместителей директора в вопросах организации методической работы в учреждении образования.

Задачи:

  • актуализировать знания участников о базовых функциях управления методической работой в школе;
  • рассмотреть наиболее продуктивные формы организации методической работы;
  • способствовать профессиональному росту начинающих специалистов.

Оборудование: презентация, цветные стикеры, ручки, шаблоны памятки, раздаточные материалы для групп (материалы для выполнения задания 7 и задания 8, а также анкета для педагогов доступны через QR-код).

Ход семинара

І. Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует участников, объявляет тему семинара и предлагает обсудить следующую притчу: «Перед тем как положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть вещи, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни и никогда не забывай их, даже тогда, когда ты будешь лучшим карандашом. Ты сможешь сделать многое, но лишь в тех случаях, если позволишь мастеру держать тебя в своей руке, а другим людям – иметь доступ ко многим дарам, которыми обладаешь…» [1]. Делаются выводы о важности организации методической работы в учреждении образования для профессионального роста каждого учителя. В подтверждение этому ведущий приводит слова У. Онкена, взятые в качестве эпиграфа к семинару: «Каждый сотрудник имеет потенциал для роста, просто некоторым нужно слегка помочь на этом пути».

Прием «Никто не знает». Присутствующие становятся в круг, в руках у ведущего – мяч, который он бросает каждому участнику по очереди. Тот, кто получает мяч, называет свое имя и заканчивает предложение «Никто не знает, что я…» соответствующей информацией о себе.

ІІ. Информационно-деятельностный этап

С помощью цветных стикеров присутствующие делятся на 3 группы. Организуется работа по составлению памятки: участники выполняют задания и вносят информацию в предложенные шаблоны.

Задание 1. Объясните понятие «методическая работа»: группа 1 – составьте ассоциативный ряд к словосочетанию «методическая работа» (просвещение, разъяснение, помощь и т.д.); группа 2 – составьте 10 словосочетаний со словом «методический» (методическая работа, методическая помощь, методические рекомендации и т.д.); группа 3 – раскройте смысл понятия, придумав ассоциацию, начинающуюся с  соответствующей буквы слова (м – метод, е – единство, т – творчество и т.д.).

Задание 2. Изучите текст об истории становления методической работы. С помощью приема «Корзина идей» выберите наиболее интересную, на ваш взгляд, информацию. (Группы выступают по очереди.)

Текст

Понятия «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились около ста лет назад, хотя упоминания о зарождении организационных форм методической деятельности можно встретить в документах ХIХ века. Так, в положении о гимназиях (1828 г.) рекомендовано создавать педагогические советы для обсуждения содержания и методов преподавания. Во 2-й половине ХIХ века получает распространение практика проведения съездов учителей, где анализировались уроки, посещенные попечителями учебных заведений, зачитывались рефераты об успехах и недостатках. К ним готовились выставки педагогической литературы и дидактических материалов. Таким образом, уже тогда определились важные составляющие методической работы (посещение, анализ и самоанализ уроков, обобщение и обмен педагогическим опытом), возникли прообразы современных учебно-методических объединений (предметные секции при обществах взаимопомощи учителям).

Знаменательным событием стал I Всероссийский съезд по вопросам народного образования, который проходил 5–16 января 1914 года. Именно там впервые была обозначена необходимость создания службы учителей-инструкторов, теоретически и практически подготовленных и избираемых учительскими организациями. В их обязанности входило посещение школ с целью демонстрации учителями на образцовых уроках новейших приемов и методов постановки учебного дела, чтение докладов и анализ достигнутых результатов.

В 1920-е годы в связи с политикой ликвидации неграмотности в школы пришло много учителей-неспециалистов, поэтому организация методической работы приобрела особую актуальность. Появились методические бюро, позже преобразованные в педагогические или методические кабинеты, а некоторые в институты усовершенствования учителей. В 30-х годах в первых положениях о педагогических кабинетах нашли свое отражение обязанности методистов: посещение и анализ уроков учителей, оказание им консультативной помощи, планирование и проведение заседаний методических объединений, обзор литературы, обобщение и распространение передового педагогического опыта. К 60-м годам сложились практически все ставшие традиционными формы методической работы:
В. Т. Рогожкин в своем диссертационном исследовании определил три основные – педагогический совет, методическое объединение, самообразование. В 70-80-е годы появились серьезные исследования, затрагивающие различные аспекты методической работы, которую отождествляли с деятельностью по обобщению и внедрению в школьную практику передового педагогического опыта и повышением квалификации педагогов. Объектом детального изучения стали методические объединения.

Сегодня вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы, каково место методиста в школе, достаточно широко рассматриваются в трудах российских и оте­чественных ученых и методистов В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, И. В. Жуковского, Л. П. Ильенко, В. М. Лизинского, А. М. Моисеева, А. И. Жука, З. С. Курбыко, С. И. Невдаха, А. В. Позняка, А. В. Торховой, А. И. Кочетова, В. П. Пархоменко, И. Ф. Харламова и др. [6].

Задание 3. Ознакомьтесь с предложенными терминами. Отберите те карточки, информация на которых, на ваш взгляд, наиболее полно характеризует понятия «методическая работа», «методическое сопровождение» и «методическое обеспечение». Прикрепите карточки к доске на изображение дерева и обоснуйте свою позицию.

Карточки

Методическая работа – это: 1) систематическая индивидуальная деятельность учителя по повышению научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства; 2) система проводимых в школе мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства педагогов; 3) составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, повышения их квалификации; 4) систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства;
5) обязательная составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются продукты (разработки, конспекты), обеспечивающие педагогические и управленческие действия.

Методическое сопровождение – это: 1) взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессе информационного поиска возможного пути решения проблем, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана; 2) специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога и включающий в себя систему педагогических событий и ситуаций; 3) специально организованное систематическое взаимодействие методиста и педагога, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и возникающих в реальной педагогической деятельности типичных проблем.

Методическое обеспечение – это: 1) учебно-методические комплексы для эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности; 2) процесс, направленный на создание различных видов методической продукции (программы, учебно-методические комплексы, дидактические пособия), способствующей эффективной реализации профессиональной деятельности педагога; на апробацию и внедрение в практику эффективных моделей, методик, технологий; на информирование, просвещение и обучение педагогических кадров [4].

Задание 4. Сформулируйте цель и задачи методической работы в учреждении образования. Обратите внимание, что при определении цели важно установить, какой именно результат предполагается получить, а в задачах отразить не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения. Представьте получившиеся варианты, затем познакомьтесь с вариантами на карточках, откорректируйте свои формулировки и совместно смоделируйте полные определения.

Карточки

Цель методической работы: 1) совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров путем оказания им действенной помощи в организации обучения и воспитания школьников, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, повышения теоретического уровня и педагогической квалификации; 2) создание в учреждении образования условий для самосовершенствования каждого педагога и повышения им своего профессионального статуса; 3) создание условий для личностного и профессионального развития педагога, совершенствования педагогического мастерства и творчества, для успешной реализации задач, стоящих перед современной системой образования.

Задачи методической работы: 1) формировать инновационную направленность деятельности педагогического коллектива учреждения образования; 2) повышать уровень теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей; 3) развивать профессиональную компетентность педагогов; 4) организовать работу по изучению нормативных правовых документов, инструктивно-методических материалов; 5) оказывать методическую помощь учителям на основе проведенной диагностики; 6) создавать условия для развития у педагогов мотивации к профессиональному росту [1].

Задание 5. Структура методической работы определяет систему взаимодействия ее субъектов и служит для упорядочения процессов при решении поставленных задач. Составьте кластер «Структура методической службы в учреждении образования», представьте его коллегам и докажите, что вариантов организации методической деятельности может быть много.

Ведущий обобщает полученные результаты и подводит участников к выводу, что выбор тех или иных форм методической работы зависит от темы и цели мероприятия, квалификации, инициативности и мотивационной установки педагогов, результатов диагностики и анализа работы, материально-технической базы учреждения образования.

Задание 6. Распределите карточки, на которых написаны формы организации методической работы, на две группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Внесите информацию в шаблон памятки.

Индивидуальные: наставничество, личная консультация, аттестация, курсовая подготовка, взаимопосещение занятий, обобщение опыта.

Групповые (коллективные): педсовет, педагогические чтения, конференция, семинар, педагогический консилиум, круглый стол, деловая игра, методическая выставка, учебно-методическое объединение, диспут.

Результаты анализируются и корректируются. Ведущий подчеркивает, что сегодня, кроме традиционных, активно используются инновационные формы организации методической работы.

Задание 7. Изучите материал «Инновационные формы организации методической работы». Выберите две заинтересовавшие вас позиции, составьте памятку, в которой будет отражен алгоритм применения данных форм, и представьте ее коллегам (см. QR-код).

Ведущий подводит педагогов к следующему выводу: от того, насколько эффективно будет организовано управление методической работой, зависит качество образовательного процесса. Он подчеркивает, что управлять методической работой – значит, наряду с созданием в учреждении оптимальных условий для творческого роста учителей, обеспечивать их личностно-профессиональное развитие на основе профессиональных интересов и запросов с учетом потребностей современной системы образования в высококвалифицированных кадрах.

Задание 8. Прослушайте лекцию-провокацию «Функции процесса управления профессиональным развитием педагогов», найдите и исправьте ошибки (см. QR-код).

III. Подведение итогов. Рефлексия

Участники анализируют полученные методические продукты (памятки). Ведущий подчеркивает, что правильно спланированная и организованная методическая работа способствует профессиональному развитию и самореализации каждого учителя и в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

Для пополнения своих методических портфолио педагоги получают материалы для проведения аналитики: анкету и вопросы для блиц-опроса педагогов «Оценка удовлетворенности методической работой в школе» (см. QR-код).

Литература
1. Булахова, З. Н. Секреты методической работы, или Подсказки методиста: метод. пособие / З. Н. Булахова. – Минск: Зорны Верасок, 2017. – 106 с.
2. Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: пособие для рук. работников и специалистов учр. общ. сред. образ. и системы повыш. квалификации / А. А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 248 с.
3. Лизинский, В. М. О методической работе в школе / В. М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
4. Современный словарь по педагогике: справочное издание / авт-сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
5. Юрченко, К. А. Интерактивные формы методической работы как фактор повышения профессионального уровня педагогов общеобразовательной школы / К. А. Юрченко, Н. Ю. Моспанова // Вестник магистратуры. – 2019. – № 11. – С. 68–70.
6. Попенкова, О. Э. История развития методической работы в России / О. Э. Попенкова. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/486159-istorija-razvitija-metodicheskoj-raboty-v-ros (дата обращения: 30.09.2024).

Фото на превью pixabay.com