Сохранение исторической памяти стало главной темой республиканского семинара, который накануне 9 Мая собрал за круглым столом в Академии образования педагогов страны, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Изучая малую родину
— Тематику Года благоустройства, пятилетки качества и 80-летие Великой Победы можно успешно совместить, внедряя эффективные формы и методы воспитательной работы, формируя гражданственность и патриотизм у подрастающего поколения, — отметила начальник отдела методического сопровождения воспитательного процесса в учреждениях образования Академии образования Елена Михалевич.

Высокого результата можно достичь средствами туризма и краеведения. Как сообщила заместитель директора Республиканского центра экологии и краеведения Лидия Жур, сегодня в республиканских акциях и проектах «Я гэты край Радзімаю заву», «Память поколений во имя будущего», «Собери Беларусь в своем сердце», «Великой Победе — 80!» задействованы более 300 тыс. обучающихся.
Вместе с педагогами ребята изучают военное прошлое малой родины, подвиг земляков, родных. Среди практических результатов такой работы — создание в рамках акции «Великой Победе — 80!» интерактивного каталога «Обелиски памяти», разработка туристических маршрутов с включением региональных памятных объектов участниками конкурса «Дорогами воинской славы». Также создаются летописи населенных пунктов периода 1941—1945 гг.
Одним из наиболее масштабных мероприятий к 80-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и юбилею Победы стал Всебелорусский патриотический проект «Память поколений во имя будущего», ключевым мероприятием которого является выставка музеев учреждений образования в Национальной библиотеке Беларуси «Время. Наследие. Память». Выставка проходит в несколько этапов и будет работать до 25 июня текущего года.
— В феврале дан старт пятому этапу Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства». Только в прошлом году в экспедиции участвовало 860 отрядов, в этом году их количество увеличилось. Значительным остается и количество поисковых объединений. Сегодня в школах страны их действует 900 с охватом 12 500 учащихся. С целью презентации достижений поисковых объединений запланировано проведение республиканского смотра-конкурса, итогом которого станет республиканский слет победителей в июле этого года, — рассказала Л. Жур.

Важная роль в патриотическом воспитании молодежи принадлежит музейной педагогике. На данный момент паспортизировано 1 455 музеев в учреждениях образования по 5 профилям. Из них 222 музея имеют исторический, военно-исторический профиль, 136 музеев носят статус народного. Создаются и открываются новые музеи. Так, за последние полтора года паспортизировано 38 новых музеев. Особенно активно в этом направлении ведется работа в Минске.
В то же время в учреждениях образования продолжается работа по обновлению музейных экспозиций, выставок, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время создано 2 772 тематические экспозиции и 5 936 выставок. Их потенциал активно используется в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в том числе при изучении учебных предметов.
От исследования — к действию
Музейные экспозиции создаются и в виртуальном пространстве. Так, пользователи интернета могут в любой момент посетить музей боевой славы Барановичского государственного колледжа технологии и дизайна имени 44-й гвардейской Барановичской Краснознаменной стрелковой дивизии.
— Реальный музей с фондом более тысячи экспонатов расположен в общежитии колледжа. Виртуальный же дает возможность доступа к экспонатам широкому кругу интернет-пользователей, а также к базе данных ветеранов 44-й дивизии, — отметила преподаватель информатики Татьяна Бегер.
Проект по созданию виртуального музея стартовал в 2014 г. Сегодня музей не только рассказывает о подвиге дивизии, но и объединяет поколения. Здесь история говорит голосами ветеранов, фотографиями из фондов и картами сражений. Учащиеся вручную оцифровали рукописные автобиографии, сканировали фотографии, восстанавливали детали жизненного пути. Каждое из 120 личных дел ветеранов 44-й дивизии — это живой диалог с прошлым. Теперь эти дела доступны в разделе «База данных».
В прошлом году учащиеся создали интерактивную презентацию с онлайн-заданиями и кроссвордами. Их работа воплотилась в уникальный интерактивный стенд, который сегодня используется на уроках и классных мероприятиях, а новые рубрики «Деревня, опаленная войной», «Геноцид в Барановичском регионе» стали голосом правды о трагедиях войны. Экспедиция «Жестокое лицо войны: лагерь смерти Колдычево» в 2023 г. стала финалистом республиканского конкурса «Патриот.by».

— В прошлом году мы разработали аудиогид. Проект завоевал первое место в области и третье на республике в номинации «Новации в музее». В аудиогиде используются реальные воспоминания узников гетто и концлагерей, приемы художественной и эмоционально-образной выразительности. К каждому разделу разработана викторина. Экскурсия начинается с сообщения Информбюро об освобождении нашего города голосом Левитана, что сразу настраивает посетителей музея на определенный лад, — рассказала Т. Бегер.
Историю города учащиеся изучают и через социальные проекты. Во время реализации проекта «Жить в памяти поколений…» была проведена исследовательская работа по истории сквера имени дважды Героя Советского Союза Михаила Степанищева, проведены мероприятия по благоустройству территории, информированию населения о летчиках и других героях, в честь которых названы улицы города. Была переименована остановка на «Сквер имени Степанищева». По заказу колледжа были изготовлены и установлены арт-объект «Память поколений» и памятный знак «Петля Нестерова».
— Наш опыт показал, что любое зеленое насаждение в населенном пункте можно превратить в место массового препровождения, придав ему тематическую направленность. Мы разработали план реализации, который будет особенно актуален в Год благоустройства и который можно применить к любому подобному объекту в республиканском масштабе. Проект стал примером нашего подхода «От исследования — к действию». Исследование — это восстановление жизненного пути дважды Героя Советского Союза Михаила Степанищева, чье имя носит сквер. Действие — это благоустройство территории, установка арт-объекта. Как результат — сквер стал популярным туристическим местом, площадкой, где проходят тематические мероприятия под открытым небом, — отметила Т. Бегер.
Знатокам Беларуси
Воспитание гражданственности и патриотизма средствами игровых технологий — такой была тема выступления воспитателей средней школы № 15 Гомеля Анастасии Овсянковой и Светланы Ракицкой, которые представили игру-викторину «Знатоки Беларуси».

— Это увлекательная настольная игра, которая объединит вокруг себя семью и друзей. Это приятный повод провести время с пользой, в интересной форме ознакомиться с достопримечательностями Беларуси, закрепить знания о государственных и природных символах страны, раскрыть секреты гербов белорусских городов, пополнить словарный запас, проверить свою эрудицию и узнать много нового и интересного, — отметила автор игры Светлана Ракицкая.
Игра предназначена для четырех игроков и ведущего. В центре поля располагается карта Республики Беларусь с изображением достопримечательностей, имеются клетки разных рубрик и бонусные карты. Рубрика «Я ганаруся» включает вопросы по государственным и национальным символам Республики Беларусь. В рубрике «Мовазнаўцы» игрокам следует перевести слово с русского языка на белорусский. В рубрике «Загадочная Беларусь» — ответить на загадки. Ответом будут такие слова, как зубр, василек, ромашка, Родина, колосок, солнце. В рубрике «Календарь праздников» предлагается по дате отгадать государственные и международные праздники, а также памятные даты. В рубрике «Интересно знать» — угадать название достопримечательностей и выяснить, какому городу принадлежит герб. А вот бонусные карты приносят в игру интригу и азарт. Самый эрудированный и удачливый приходит к финишу первым и побеждает.

Игра хоть и заявлена как настольная для нескольких человек, но легко трансформируется на широкую аудиторию, может применяться на различных этапах занятий гражданско-патриотического содержания, рекомендована для использования в работе классных руководителей, воспитателей, педагогов-организаторов и библиотекарей. Поскольку игра вызвала широкий интерес у аудитории, у автора возникла идея создания второй части, посвященной Великой Отечественной войне и символам Победы. Игра «Знатоки Беларуси — 2. Я ганаруся» была успешно презентована на различных площадках города, является победителем областного этапа XХI Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи и ищет своего издателя.
Палитра опыта
Участники семинара ознакомили коллег с различными формами и методами воспитательной работы. Заведующая Мозырским РУМК Марина Старикова и руководитель по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 16 Мозыря Владимир Гимбут представили уникальный проект, посвященный символам Великой Победы. С опытом столицы по уходу за памятниками и воинскими захоронениями ознакомила начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Минского ГИРО Наталья Карпушева.
Министерством образования организована работа по поддержанию надлежащего порядка на мемориальных комплексах, обелисках, памятниках, братских и индивидуальных могилах. За учреждениями образования нашей страны закреплено 2 643 мемориальных объекта и воинских захоронений.
О проектах, которые реализуются на Могилевщине, рассказала методист отдела воспитательных систем и технологий Могилевского государственного ИРО Ирина Коровацкая. Архивным материалам как ресурсу исследовательской и краеведческой работы с учащимися посвятила свое выступление учитель истории и обществоведения средней школы № 19 имени М.Ф. Сафонова Могилева Алла Макарова.
На эффективных практиках музейной педагогики акцентировали внимание представители Гродненщины: заместители директора по воспитательной работе средней школы г. п. Мир имени А.И. Сташевской Кореличского района Наталия Квач и средней школы № 5 Мостов имени В.Л. Володося Наталья Сакута.
Результативным опытом поисковой деятельности поделился руководитель по военно-патриотическому воспитанию Октябрьской средней школы Витебского района имени Героя Советского Союза И.П. Соболева Дмитрий Болелов.
С данным опытом мы продолжим знакомить педагогов на страницах «Настаўніцкай газеты», а также на нашем портале.
Игорь ГРЕЧКО
Фото автора





