Что помогает Елене Жданович, учителю искусства березинской средней школы № 2, и ее учащимся достигать высоких результатов сразу в нескольких направлениях — краеведении, исследовании белорусской литературы, литературном творчестве, журналистике и олимпиадном движении, узнавал корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

Пять причин, по которым учащимся важно быть вовлеченными в конкурсное движение
- Расширение кругозора. Я часто повторяю ребятам, что узнавание нового не только может помочь в будущей профессии, но и позволит быть интересным человеком, который сможет поддержать любой разговор, чьи интересы в жизни выйдут далеко за пределы чисто профессиональных. Вот зачем нужно путешествовать, посещать музеи, выставки и т.д., насыщать себя, делать свою жизнь богаче и интереснее.
- Развитие исследовательских, аналитических навыков, критического мышления.
- Конкурсы помогают ребятам развивать креативность, лидерские качества, уверенность в себе, умение взаимодействовать с аудиторией во время презентации проекта или доклада.
- Мотивация. Конкурсы могут служить дополнительным стимулом для учебы и самосовершенствования, побуждая учеников углубляться в изучаемые темы. Например, участие и достойное призовое место, которому мы были несказанно рады, в олимпиаде по искусству (проводится по инициативе БГПУ имени Максима Танка) задали мощный стимул нескольким ребятам из нашей школы изучать глубже предмет “Искусство”. Причем я испытываю восторг, когда вижу, насколько сильно они начали разбираться в разных художественных стилях, направлениях. Буквально по мазкам кисти могут определить если не самого автора картины, то стиль художника, эпоху.
- Воспитание культуры личности, гражданина, патриота. Например, участие в краеведческих проектах дает ребятам возможность узнать, какая богатая история нашей березинской земли. Я точно знаю, что мало научить абстрактно любить родную землю, нужно через конкретные факты, человеческие судьбы рассказывать, чем уникален и неповторим родной край.
К работе с потухшим взглядом не приступишь. Дети это сразу улавливают. Они приходят ко мне на занятие после уроков уставшие, поэтому важно найти силы и для себя, и для них. Они должны чувствовать поддержку, горение твоего сердца.
Пять навыков, которые помогают в работе над конкурсными проектами
- Умение планировать рабочее время. Поскольку я совмещаю разные виды деятельности: заведование школьной библиотекой, администрирование сайта школы, редактирование школьной газеты, преподавание учебного предмета и многое другое, то важно в плотном графике уметь грамотно распределить такой ценный ресурс, как время.
- Мотивация и умение правильно настроиться. К работе с потухшим взглядом не приступишь. Дети это сразу улавливают. Они приходят ко мне на занятие после уроков уставшие, поэтому важно найти силы и для себя, и для них. Они должны чувствовать поддержку, горение твоего сердца.
- Как следствие первого и второго пунктов — стрессоустойчивость, которую я в себе воспитываю. Как человек эмоциональный, стараюсь все делать с душой и, соответственно, очень переживаю, если что-то идет не по плану, если конечный результат не совсем меня устраивает. Точно знаю, что ничего нельзя планировать на последний день перед сдачей того или иного проекта, иначе все пойдет наперекосяк.
- Технический навык (работа на компьютере, мультиборде и т.д., в различных программах).
- Умение работать с научными текстами, структурировать и систематизировать материал, быть не компилятором или публицистом, а именно исследователем. Этому я в большей степени научилась в аспирантуре под руководством доктора филологических наук Алеся Николаевича Макаревича. В годы моей учебы он старался во всем доходить до совершенства, очень внимательно вычитывал мои научные статьи, корректировал, делился своим мнением. Он не раз повторял, например, что мелочей не бывает. Поэтому к любому проекту я отношусь серьезно, добросовестно и этому же учу своих ребят. Мы работаем не для галочки — мы внимательны к каждому слову, к техническому оформлению наших работ.
Пять самых значимых побед в конкурсах
- Диплом І степени Республиканского конкурса научных исследовательских краеведческих работ в номинации “Культурная спадчына” и диплом I степени областного этапа за работу “Асаблівасці франтона традыцыйнай беларускай хаты на Бярэзіншчыне”. Вместе с ребятами нам удалось выполнить фотофиксацию около 500 домов в Березинском районе, выявить и проанализировать особенности их фронтонов. Это исследование спустя годы, я уверена, станет своеобразным документом эпохи, источником богатой информации, поскольку архитектура малых городов, деревень претерпевает изменения, в связи с которыми утрачиваются особенности декора, обшивка фронтонов и т.д.
- Гран-при школьного конкурса инсценированной песни “Песни в военной шинели”. Этот конкурс, который проводится среди учащихся 5—8 классов, уже на протяжении нескольких лет является одним из самых ярких событий в жизни нашей школы. Ребята вместе с классными руководителями усердно и увлеченно работают, чтобы передать атмосферу военного быта, чувства и эмоции людей тех лет. Мне доводилось быть и зрителем конкурса, и членом жюри. Зачастую от увиденных мини-спектаклей не сдержать слез. А в этом году мне удалось вместе с замечательным педагогом Светланой Васильевной Бойко, классным руководителем 5 “А” класса, где учится мой сын, поучаствовать в подготовке номера. Нам всем удалось найти общий язык, определиться с музыкальной композицией, подобрать реквизит, наполнить песню действом, эмоционально передать ее атмосферу. Наш маленький спектакль с участием всего класса стал не просто интересной режиссерской находкой, но и данью уважения всем участникам Великой Отечественной войны.
- Два диплома І степени и один диплом ІІ степени областного конкурса-турнира “Дзівосы краю майго” в рамках республиканского гражданско-патриотического проекта “Збяры Беларусь у сваім сэрцы” (2023, 2024). Этот конкурс предполагает участие в викторине и создание тематической брошюры. Поэтому в ходе большой теоретической подготовки мы вместе с ребятами узнаем много нового о значимых местах и людях Беларуси, кроме того, собираем интересный материал и рассказываем через созданные нами брошюры о своей малой родине — Березинщине.
- Диплом І степени областного творческого конкурса “Янка Маўр: вандраванне па зорках” в номинации “Литературное творчество” и последовавший за ним диплом литературного конкурса, посвященного 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, объявленного Минским городским отделением ОО “Союз писателей Беларуси”, в номинации “Малая проза”. Полученные награды позволили мне понять, что есть ребята, которые имеют литературные задатки и которым стоит только помочь найти тему, образы, научить их работать со словом, с историческим материалом, ведь создание определенных образов требует знания реалий того времени, в котором жил и действовал персонаж. Это очень кропотливый труд, в результате которого рождается слово, а оно должно быть точным, выверенным, и весь текст должен быть подобен музыке. Когда мои ученики начинают это понимать и чувствовать, это прекрасно.
- Грамота победителя 50-го Минского областного слета отрядов юных инспекторов дорожного движения НДЦ “Зубренок” за создание видеоролика под названием “Преемственность поколений — 50 лет вместе!” (2022). Вместе с ребятами мы старались создать видеоролик, который рассказал бы об истории движения ЮИД в нашей школе, стал своеобразной поздравительной открыткой всем участникам слета и воодушевил их дальше заниматься в клубе ЮИД. Наша победа подтвердила, что мы все сделали душевно, тепло и интересно.
Пять удивительных фактов, которые вы открыли для себя, занимаясь исследовательской и краеведческой работой
- Во время изучения темы утраченного наследия в деревне Жорновка нашего района мы выявили, что еще до войны существовала традиция использовать в качестве надмогильных памятников мельничные жернова. Видимо, саму деревню основали мельники, а от слова “жернова” возникли названия и деревни, и местной речушки.
- Интересным объектом утраченного наследия в деревнях Дулебы, Чижаха, Августово и др. нашего района можно считать изготовление ритуального ручника, полотна или нитки (“абыдзённіка”), которые местные рукодельницы создавали на протяжении одной ночи или одного дня в качестве оберега от плохой погоды, эпидемии или во время войны.
- Несколько лет назад местный краевед И.Л.Жуковский, вместе с которым мы подготовили немало краеведческих изданий, предоставил ценные сведения о наградах учителей нашей школы — участников Великой Отечественной войны. Дополнительно изучая документы, я стала понимать, что за любыми скупыми сведениями, одной строчкой о награде скрываются настоящий героизм и мужество советского солдата. Например, учитель физкультуры нашей школы Михаил Артемович Костеневич во время войны служил коневодом управления 4-го кавалерийского корпуса. В боях под городом Котельниково в ноябре 1942 года во время удара немецких танков он мужественно и решительно сумел увести лошадей в безопасное место, за что был награжден медалью “За боевые заслуги”. На этом этапе войны по причине отсутствия хорошо подготовленных механизированных соединений важную роль отыгрывала кавалерия. Например, продолжительный марш в 300—350 км мог закончиться массовым выходом танков из строя еще до ввода в бой. Поэтому спасение лошадей было крайне важным. Кроме того, по мнению историков, этот локальный бой при всей трагичной статистике и исходе (тогда погибло около 2 тысяч советских солдат и столько же лошадей) имел решающее значение в боях за Сталинград.
- В свое время в ходе подготовки исследовательской работы, посвященной художественному миру сборника рассказов “Зацугляны шчупак” Григория Игнатенко, чья жизнь и творчество оказались неразрывно связаны с березинской землей, я с удовольствием читала его рассказы. И сам писатель, и главный герой-рассказчик его произведений оказались мне близки своим внимательным и трепетным отношением к родной природе, нашему краю, к пониманию того, что природа — это настоящее чудо, которое необходимо оберегать от уничтожения. И теперь этот сборник произведений Г.Игнатенко — в числе других моих любимых произведений, например, “Скарбаў жыцця” Максима Горецкого, “Казак жыцця” Якуба Коласа, “Доктора Живаго” Бориса Пастернака, стихотворений Марины Цветаевой.
- Исследуя особенности фронтонов белорусского традиционного жилища, в деревне Жорновка нам удалось зафиксировать окно на фронтоне дома, выполненное в венецианском стиле.
Пять моментов, за которые любите свою работу в школе
- За возможность развиваться и узнавать новое. Школа предлагает множество различных задач, и это делает работу динамичной, очень интересной и соответствующей моему девизу — “Учить и учиться”.
- Я благодарна судьбе, что моя жизнь связана с родной 2-й школой, которую окончил мой папа, в которой училась я сама, а теперь здесь учится мой сын. Работа в школе дарит мне ощущение молодости, здесь работается и дышится легко, словно я никуда и не уходила, по-прежнему полна уверенности в своих силах. В то же время понимаю, что это большая ответственность и желание не подвести родную школу, моих любимых и дорогих сердцу наставников, среди которых учитель белорусского языка и литературы Людмила Владимировна Андриевич, учитель истории Тамара Фадеевна Ероховец, моя первая учительница Антонина Алексеевна Лалыко и многие другие. Конечно же, мне важно оправдать доверие директора нашего учреждения образования Светланы Викторовны Абрамович — моего классного руководителя и учителя русского языка и литературы, которая научила меня наравне с моими родителями и педагогами главному закону — человечности, сыграла большую роль в моем становлении как личности, помогла полюбить литературу, стать специалистом в своей области, которая всегда поддерживает меня и принимает такой, какая я есть.
- Люблю свою работу и благодарна ей за ощущение себя нужной учащимся, коллегам. За понимание, что от качества моей работы зависят будущее детей, их успешность в этом мире и престиж школы. За ощущение собственной значимости, как банально это ни звучало бы. За понимание того, что проживаю эту жизнь не зря, видя благодарные, увлеченные предметом глаза своих учеников, слыша слова благодарности от родителей, получая высокую оценку со стороны руководства.
- Мне очень повезло с коллегами, профессионалами и замечательными людьми. Точно знаю, что могу обратиться к любому из них за советом, помощью, я доверяю их мнению. Это прекрасно — работать в коллективе, где отношения построены на дружбе и уважении.
- Меня вдохновляют мои ученики. С ними связан мой успех, мое профессиональное становление, они мой заряд, двигатель. Они мое будущее, будущее нашей страны. Все, что я знаю, могу, я отдаю им. В их глазах — жажда познания, действия, и это мощный стимул для дальнейшей работы, новых поисков и открытий.
***
Елена Яковлевна Жданович — бакалавр педагогических наук. С отличием окончила факультет славянской филологии Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова по специальности “Белорусский язык и литература”, аспирантуру названного университета по специальности “Белорусская литература”. Возглавляла Березинский райметодкабинет, работала ведущим библиотекарем в Минской областной библиотеке имени А.С.Пушкина, методистом в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи, старшим научным сотрудником в Государственном музее истории белорусской литературы. В 2017 году вернулась в Березино и работает учителем искусства в средней школе № 2. При этом является заведующей библиотекой, модератором школьного сайта, главным редактором газеты “Школьная планета”, руководителем клубов “Вытокі” и “Юны журналіст”.
Марина ЖДАНОВА
Фото автора





