Визуальная ясность, актуальность, легкость запоминания, привлекательность, творческий потенциал и гибкость для адаптации — все это относится к ключевым характеристикам авторского многофункционального пособия “Интеллект-бокс”.

С внедрением новых технологий в дошкольном образовании каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы, которые соответствовали бы возрасту детей, были им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В соответствии с годовой задачей на 2024/2025 учебный год — “Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии визуализации в специально организованной деятельности” — стало целесообразным применение новой технологии для успешного решения программных задач образовательной области “Ребенок и общество” для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста. Такой новой формой работы по речевому развитию детей нашей группы стала технология визуализации — использование интеллект-карт. Следующим этапом применения технологии визуализации стало создание авторского многофункционального пособия “Интеллект-бокс”, которое состоит из бокса с наглядным материалом и тубуса, в котором хранится интеллект-карта. Применение данного пособия успешно помогает развивать речевую активность и активизировать познавательные процессы у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
Новизна пособия “Интеллект-бокс” заключается в том, что освоить интеллект-карту способны дети с разными возможностями. Интеллект-карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Она помогает ребятам выстраивать последовательность своих действий, запоминать (вспоминать) логические цепочки событий, доступна и легка в работе.
В “Интеллект-бокс” входят темы патриотического воспитания: “Моя республика — Беларусь”, “Мой город — Речица”, “Улицы и дома в нашем городе”, “День защитников Отечества”, “День Победы”.
На одной из сторон бокса размещено зеркало, закрытое шторкой из баннерной ткани, которое позволяет решать такие задачи, как формирование самосознания, понимание себя и других, понятия “Я”, “Мы”, а также является средством становления первичного представления о себе, повышения самооценки.
В первую очередь ребенок видит перед собой изображение на шторке — задумчивый смайлик, а знак “?” побуждает интерес к следующему заданию. После выполнения задания каждому ребенку предлагается заглянуть в зеркало и увидеть cамого активного, cамого любознательного, cамого внимательного, cамого аккуратного, cамого старательного, cамого сообразительного. Каждый ребенок, глядя в зеркало, понимает, что он и есть самый-самый.
Основные свойства авторского многофункционального пособия “Интеллект-бокс” — наглядность, современность, запоминаемость, привлекательность, творчество, возможность изменения. Работа по пособию осуществляется как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
При составлении интеллект-карты используем с детьми общие требования: тему недели размещаем в центре листа, лист располагаем горизонтально. Для каждого ключевого момента проводим расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. В процессе моделирования добавляем символы и иллюстрации. Наглядность представляем в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Интеллект-карту начинаем составлять в начале недели на занятии по образовательной области “Ребенок и общество”. В течение недели карту дополняем новым дидактическим наглядным материалом. В конце недели весь материал обобщается. С помощью интеллект-карты дети легче усваивают материал по теме недели, составляют рассказы, описывают предметы, процесс усвоения информации более структурированный.
С разработкой знакомятся и родители. Тем самым происходит их активное вовлечение в образовательный процесс. Мамам и папам рекомендуется на выходных составить интеллект-карту вместе с ребенком. Эта работа способствует более эффективному усвоению детьми материала за неделю. Родители принимают участие в изготовлении наглядного материала к интеллект-карте.
Использование пособия на занятиях позволяет активизировать речь и деятельность детей; запоминать и систематизировать информацию по теме; формировать умение работать в коллективе; создавать ситуацию успеха для всех детей; повышать детскую компетентность в вопросах истории, культуры, природы малой родины; формировать заботливое отношение к родному городу, краю.
Интеллектуальная карта, составленная детьми, — уникальная и простая технология, которая способствует запоминанию информации. С ее помощью развиваются как творческие, так и речевые способности ребят, активизируются мышление и память.
Составлять интеллект-карту детям очень интересно и увлекательно. Все, что они выполняют своими руками, усваивается быстрее и запоминается надолго. Использование данного метода дает положительные результаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и в полном объеме помогает усвоить важные разделы образовательной области “Ребенок и общество”.
Валентина МИРОНЧУК,
воспитатель детского сада № 3 Речицы





