Создать условия для осознания современными подростками исторического масштаба подвига советского народа в Великой Отечественной войне можно только через «приближение» взрослеющего человека (и эмоционально, и ментально) к событиям восьмидесятилетней давности. В каких битвах ковалась Великая Победа? Что укрепляло дух наших бойцов? Какими людьми они были?
Найдя ответы на эти и другие столь же важные вопросы, сегодняшние школьники смогут и глубже осмыслить историю страны, в которой живут, и острее почувствовать гордость за народ, к которому им посчастливилось принадлежать.

С. И. КЕТКО, учитель информатики квалификационной категории «учитель-методист» гимназии № 1 г. Дятлово,
Е. В. РАДОМСКАЯ, учитель истории и обществоведения квалификационной категории «учитель-методист» гимназии № 1 г. Дятлово
Предлагаем вашему вниманию патриотическую эстафету «Память о подвиге» для учащихся 10 класса.
Цели: актуализация знаний учащихся о ключевых событиях Великой Отечественной войны, формирование представления о значении вклада советского народа в разгром немецко-фашистских оккупантов.
Задачи:
- содействовать воспитанию уважения к подвигу советских солдат в годы Великой Отечественной войны;
- изучить методы поиска необходимой информации в источниках разного вида, ее анализа и систематизации;
- способствовать сплочению ученического коллектива через совместное выполнение заданий и решение оперативных проблем.
Подготовительный этап: разработка маршрута и блока заданий, подбор иллюстраций, привлечение помощников из числа учащихся.
Оборудование: 2 мультиборда, мобильные телефоны, бинты, лангеты, носилки.
Ход патриотической эстафеты
І. Организационный этап
Ведущий приветствует участников, обозначает актуальность темы и предлагает разделиться на 3 команды.
- Прием «Фигура»
Участники по очереди вытягивают из коробки карточки-знаки («танк», «самолет», «корабль»). Таким образом формируются 3 команды. Участники придумывают им названия, затем готовят краткие самопредставления.
ІІ. Основной этап
Ведущий. Во время Великой Отечественной войны для пересылки оперативной информации партизаны и подпольщики широко использовали шифры. У меня в руках «Загадочное письмо». Только расшифровав его, команда сможет получить маршрутный лист и отправиться в путешествие по страницам истории Великой Отечественной войны. Основа шифровки – отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского. Ключ к шифру вы должны найти самостоятельно.
(Первое число в каждой паре чисел указывает на строку стихотворения, а второе – на порядковый номер буквы в строке, например, пара чисел 14 1 обозначает букву ж.)
Шифровка
8 1, 2 10, 10 11, 7 6
14 1, 1 5, 9 9, 16 8, 1 5, я
1 1, 23 2 14 1, я, 22 6, 18 4
4 1
10 8, 5 3, 20 3, 11 1, 3 5, 2 19, 2 2.
Отрывок из поэмы «Реквием»
Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
Текст шифровки: «Ваша миссия – память о подвиге!»
По мере выполнения задания команды получают карту маршрута, в которой обозначены 5 локаций.
- Локация 1 (кабинет истории). «Основные события Великой Отечественной войны»
Помощник на маршруте. Окончательная победа советского народа в Великой Отечественной войне ковалась на протяжении четырех тяжелейших для страны лет и складывалась из многих менее масштабных, но чрезвычайно важных, стратегически значимых побед.
Задание. Расположите в хронологическом порядке названия ключевых сражений Великой Отечественной войны (время выполнения – 3 мин.). Курская битва, Сталинградская битва, Белорусская наступательная операция «Багратион», Берлинская наступательная операция, Битва под Москвой, битва за Днепр, блокада Ленинграда.
Необходимую информацию предлагается найти на официальных сайтах.
Ответ:
битва под Москвой (30.09.1941–20.04.1942),
блокада Ленинграда (8.09.1941–27.01.1944),
Сталинградская битва (17.07.1942–2.02.1943),
Курская битва (5.04.1943–23.08.1943),
Белорусская наступательная операция «Багратион» (23.06.1944–29.08.1944),
Берлинская наступательная операция (16.04.1945–8.05.1945).
- Локация 2 (библиотека). «Их подвиг в памяти потомков сохраним»
Помощник на маршруте. Тема Великой Отечественной войны стала главной в творчестве многих советских писателей. Одни из них сражались в рядах действующей армии, другие были военными корреспондентами, третьи – бойцами партизанских отрядов. Их книги – золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Задание. Найти на полках библиотеки книги о войне и победе. Записать имена главных героев (10 мин.).
Вариант предлагаемых произведений: Васіль Быкаў «Круглянскі мост. Сотнікаў», Алесь Адамовіч «Хатынская аповесць. Карнікі», Борис Васильев «А зори здесь тихие…», Юрий Бондарев «Горячий снег», Іван Навуменка «Сасна пры дарозе», Іван Шамякін «Трывожнае шчасце», Константин Симонов «Живые и мертвые», Михаил Шолохов «Они сражались за Родину».
- Локация 3 (музей гимназии, экспозиция «Мы помним войну»). «Я поведу тебя в музей»
Помощник на маршруте. Перед вами вещи, «прошедшие» дорогами войны и ставшие свидетелями исторических событий. Они попали в наш музей из семей ветеранов. Каждый предмет может рассказать удивительную историю о мужестве и героизме советского солдата.
Задание. Узнайте при помощи поисковой системы музея историю трех предметов из представленной экспозиции и сделайте краткое сообщение (15 мин.).
Музейные предметы: солдатская алюминевая ложка, котелок, шлем танкиста, солдатская каска, номер газеты «Раздавим фашистскую гадину!» и др.
- Локация 4 (медпункт). «Милые сестрички»
Помощник на маршруте. В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте служили более 200 тысяч врачей и свыше 500 тысяч медицинских сестер, санитарок. Они вытаскивали раненых с поля боя, ухаживали за ними в полевых госпиталях, писали под диктовку бойцов письма их родным.
Сейчас каждой команде за 10 мин. предстоит выполнить «медицинское» задание. (Качество и скорость выполнения оценивает фельдшер.)
Задание команде 1. Окажите первую медицинскую помощь бойцу при ранении в голову. Переместите раненого на носилках в госпиталь.
Задание команде 2. Окажите первую медицинскую помощь бойцу при ранении в руку. Переместите раненого на носилках в госпиталь.
Задание команде 3. Окажите первую медицинскую помощь бойцу при ранении в ногу. Переместите раненого без носилок в госпиталь.
- Локация 5 (актовый зал, мультиборд). «Хлеб войны»
Помощник на маршруте. Хлеб, который поступал на фронт из тыла, состоял из муки ржаной обойной (40 процентов), муки соевой, семечкового шрота, свекольного жмыха. Но иногда фронтовым поварам приходилось печь хлеб прямо на полях сражений – в земляных печах, устроенных в окопах, часто под обстрелом. В состав этого, фронтового, хлеба добавлялись иногда и опилки. Особый хлеб войны – хлеб блокадного Ленинграда.
Задание. Посмотрите видео «Хлеб блокадного Ленинграда» (доступно по поисковому запросу), после просмотра сюжета ответьте на вопросы (7 мин.).
Вопросы
- Какой документ во время войны являлся основанием для получения гражданами суточной нормы хлеба? (Хлебная карточка.)
- Сколько в блокадном Ленинграде граммов хлеба на сутки выделялось рабочим, сколько – служащим, сколько иждивенцам? (250 г – рабочим, 125 г – служащим и иждивенцам.)
- Что могло входить в состав блокадного хлеба, кроме ржаной муки? (Мука овсяная, кукурузная, жмых, отруби, непищевые добавки.)
- Локация 6 (кабинет истории, мультиборд). «Мемориалы и памятники войны и победы»
Помощник на маршруте. После Великой Отечественной войны начался процесс увековечивания памяти о ней. Особенно интенсивным он стал в 60-е годы ХХ века. По всей стране устанавливались памятники и сооружались мемориалы, посвященные героям и жертвам войны. И сегодня мы приходим сюда с цветами и венками, чтобы выразить свою благодарность людям, отдавшим свою жизнь за освобождение нашей Родины.
Задание. Расположите перечисленные памятники на карте Беларуси (5 мин.): Монумент Победы (Минск), скульптура «Мужество» (Брест), Мемориальный комплекс «За нашу Советскую Родину» («Катюша») (Орша), Курган Славы (Минский район), мемориальный комплекс «Прорыв» (Паперино, Витебская область), мемориал воинской славы «Лудчицкая высота» (Могилевская область).
III. Заключительный этап. Подведение итогов
Ведущий. Друзья, сегодня вы прошли по пути Памяти и Героизма, окунулись в реалии тяжелейшего для нашей страны и народа времени. Поэтому сегодня в игре нет проигравших, а наградой являются те знания, которые вы приобрели.
Все команды награждаются памятными призами.
- Рефлексия. Прием «Интервью»
- С какими трудностями вы столкнулись на маршруте?
- Удалось ли вам установить взаимодействие членов команды?
- Что из услышанного на классном часу особенно вас впечатлило?
- Захотелось ли узнать больше о Великой Отечественной войне?
- Пригодится ли, на ваш взгляд, полученная сегодня информация в будущем?
В заключение ведущий предлагает участникам посмотреть видеопроект «Ожившие памятники Европы» (доступен по поисковому запросу) и оставить эмоциональный отклик о нем на доске. Знаки-стикеры для оценки: звезда, огонь, слеза.
Литература
1. Коваленя, А. А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) / А. А. Коваленя. – Минск: Издательский центр БГУ, 2022. – 401 с.
2. Варфоломеев, А. А. Блокадный хлеб / А. А. Варфоломеев. – URL: https://histrf.ru/read/articles/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy (дата обращения: 20.12.2024).
3. Ключевые события Великой Отечественной войны. – URL: https://may9.ru/history/ (дата обращения: 20.12.2024).
4. 10 удивительных подвигов белорусов во время Великой Отечественной войны. – URL: https://www.belarus.kp.ru/daily/27470.5/4725249/ (дата обращения: 19.12.2024).
Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер





