Александр Жук: на ряде факультетов БГПУ стало обучаться больше юношей

- 12:16Образование

Сегодня в 833 педагогических классах и группах страны обучается 7932 учащихся. Об этом заявил ректор БГПУ Александр Жук на V Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

— Педагогическая профилизация на уровне общего среднего образования позволяет создать фундамент для качественной подготовки будущих учителей через привлечение в профессию мотивированной, академически успешной, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию молодежи, — убежден А. Жук.

Он напомнил, что введение в 2015 г. профильного обучения в 10—11-х классах помогло возродить интерес к педагогической профилизации. И сегодня мы можем говорить об устойчивых результатах ее осуществления в нашей стране.

На протяжении уже восьми лет всё больше учреждений образования открывают педклассы. Если в 2015/2016 году таковых было 102, то в текущем учебном году их количество увеличилось в 8 раз, в том числе возросло и число учащихся. Сегодня в 833 педагогических классах и группах обучается 7932 человека.

Первое место по количеству открытых педагогических классов и групп занимает Минская область (189), а по числу обучающихся в педклассах — Минск (1778).

Уже состоялось 7 выпусков педклассов. С 2017 по 2023 год учреждения общего среднего образования выпустили почти 14,5 тыс. педклассовцев. Примерно треть из них ежегодно получает рекомендации педагогических советов своих школ и гимназий для поступления на педспециальности в вузы без вступительных испытаний по итогам собеседования. В целом по стране это достаточно хороший показатель, но в прошлом году этот процент несколько снизился.

— Распределение по областям достаточно неравномерное. Меньше всего выпускников (около 20 %) получают рекомендации в Минске и Гродненской области. Эта цифра заставляет задуматься, почему так происходит, ведь сегодня в Беларуси не хватает учителей начальных классов, педагогов дошкольного образования, учителей-предметников, — отметил А. Жук.

По его словам, важным результатом педпрофилизации является поступление на педагогические специальности хорошо успевающих, мотивированных на выбор профессии выпускников педклассов. Например, в БГПУ в прошлом году на первый курс зачислили около 200 выпускников педагогических классов, что на 6,5 % выше показателей 2022 г. 75 % абитуриентов (144 человека) поступили без вступительных испытаний по результатам собеседования. С целевыми направлениями в университет пришла почти четверть (23,5 %) первокурсников из числа педклассовцев. Сегодня в БГПУ обучается почти 800 человек из числа выпускников педклассов — это каждый четвертый студент.

— К слову, на педагогические специальности идут сильные абитуриенты — средний балл их аттестата 8,7. Это лучшие студенты. Они успешны в учебе, потому что у них есть пропедевтическая психолого-педагогическая подготовка. Они ответственны и активны в социальном плане, каждый имеет свою личную интересную мотивирующую историю. Отрадно, что профессию учителя выбирает всё больше юношей: на физико-математическом и историческом факультетах — более 40 % первокурсников парни, на факультете физического воспитания — свыше 60 %, — подчеркнул ректор БГПУ.

В ведущем педагогическом вузе страны отслеживают, как реализуют себя в профессии выпускники университета из числа бывших педклассовцев. На сегодня в учреждениях образования республики работает 412 молодых специалистов из числа выпускников педагогических классов, почти 50 % из них (198 человек) отучились именно в БГПУ.

— Конечно, не все молодые люди, пройдя путь от педклассовца до студента и выпускника университета, трудятся в школе учителями. Они выбирают разные пути карьерного развития: кто-то продолжает обучение в магистратуре или в аспирантуре, кто-то идет работать воспитателем в детском образовательно-оздоровительном центре, кто-то планирует самореализоваться в другой сфере. Но, как показывают результаты республиканского мониторинга, большинство учащихся (97 %) не жалеет, что прошли профильную педагогическую подготовку. Они отмечают развивающий потенциал факультативных занятий и признают, что получили уникальный опыт, развили коммуникативные и ораторские навыки, эмоциональный интеллект, способность работать в команде — то, что мы называем soft skills — «мягкие навыки», необходимые человеку в жизни. Ребята считают, что именно педкласс стал для них стартом в профессию и способствовал профессиональному и личностному развитию, — рассказал А. Жук.

Он акцентировал внимание, что с 2024 г. в Беларуси до 60 % увеличивается целевой прием на востребованные экономикой специальности, в том числе на педагогические.

К слову, главным информационным ресурсом сопровождения всей деятельности педклассов является сайт «Педагогические классы», созданный на интернет-портале БГПУ. Кроме того, в 2023 г. появился и активно используется Республиканский банк данных педклассов, размещенный на сайте «Педагогические классы», который предоставляет возможность получать информацию по профильному обучению педнаправленности как в целом по республике, так и в разрезе каждого региона и отдельного учреждения образования.

Участниками конференции (офлайн и онлайн) стали около 370 человек из Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и России.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото предоставлены БГПУ