Давай, экзот, в наш огород! В Боровиковской школе дегустируют урожай редких для белорусского климата овощей

- 17:09Школьный участок

Батат, якон, артишоки, баклажаны, тефф, имбирь, арахис… Это далеко не полный список непривычных для Беларуси культур, которые получили прописку на грядках Боровиковской средней школы Светлогорского района. О том, что можно вырастить на пришкольном участке, узнала корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Эту школу наши читатели хорошо знают. Педагоги и учащиеся из Боровиков уже несколько лет удивляют всех необычными идеями и проектами. То закладывают плантацию вешенок, то собирают тонны дынь и арбузов на школьной бахче, то открывают улиточную ферму, то создают вермикомпостеры с червями-тружениками, то в сотрудничестве с Академией наук Беларуси выращивают лекарственные травы и расширяют свой дендропарк… Пришкольный участок каждый год дает хорошие урожаи картофеля, моркови, капусты, свеклы, лука, кабачков, томатов и др. Витаминную подпитку обеспечивает и местный яблоневый сад.

Останавливаться на этом здесь не намерены. Сейчас ребята продолжают огородные эксперименты, делая ставку на экзотические культуры. Одним из идейных вдохновителей для школьников стал учитель белорусского языка и литературы руководитель факультатива «Зеленая школа» Александр Плешкунов. Он рассказал об успехах команды:

– В этом году мы впервые начали выращивать якон – родственник подсолнечника и топинамбура родом из Анд. В пищу употребляются хрустящие корнеплоды, которые по вкусу напоминают одновременно яблоко и арбуз. Интересен он и тем, что является низкокалорийным. Сегодня многие переходят на правильное питание, дети тоже поддерживают эту тенденцию. Потому, когда мы стали заниматься поиском различных экзотических культур, которые были бы полезны детскому организму, якон был первым в списке.

Кроме того, в этом году продолжили экспериментировать с бататом. Если в 2023-м выращивали только один сорт – «бонита», то в этом году у нас уже мини-коллекция из сортов «блик», «восьмерка» и «мичуринский». Дети сами выращивают этот овощ, ведут дневники, куда записывают свои наблюдения. Для них, например, было удивительно, что батат цветет всего лишь один день. Он отличная альтернатива картофелю, особенно если речь идет о диетическом питании.

Продолжаем выращивать и стевию. Белорусские производители добавляют ее как заменитель сахара в шоколад, сгущенку: она в 300 раз слаще сахара и при этом не вредна, а даже полезна. Мы заменяем ею сахар, когда готовим чай, а также зефир. Под руководством учителя обслуживающего труда и заместителя директора по учебной работе Светланы Ивановны Мухи старшеклассницы готовят его из яблок, выращенных в школьном саду.

Под ее же руководством девочки делают и чипсы из батата – нарезают слайсами и сушат в электросушилке. К слову, чаще всего там сушатся яблоки, чтобы дольше можно было лакомиться тем, что сами вырастили. Поэтому скоро, когда начнется учебный год, в столовой будут выставляться тарелочки со здоровыми перекусами – яблоками, чипсами из батата, арахисом (тоже выращенным на пришкольном огороде), свежей морковкой, малиной (как раз к сентябрю созреет второй урожай) и т.д.

Есть планы на расширение этого ассортимента.

– В 2025 году будем выращивать орех чуфа и черный имбирь, плоды которого нам обещали привезти из Таиланда. Белый уже растет, добавляем его в чай. В этом году сами вырастили его с ребятами из приобретенного в магазине имбиря. Черный имбирь, или тайский женьшень, считается намного полезнее белого. Вот это мы и хотим сами выяснить, сравнить, – отметил А. Плешкунов.

Прижилась на пришкольном участке и экзотическая злаковая культура родом из Эфиопии – тефф. Ребята научились его выращивать, делать из него муку, а из муки печь коржики. Дети экспериментально доказали, что на территории Беларуси тефф может выращиваться как многолетняя культура, хотя до этого она считалась однолетней. Сейчас школьники активно используют его для поделок, в частности, плетут из его соломы подставки под горячее.

Освоили дети и выращивание артишоков. В этом году они растут не только на школьном огороде, но и дома у ребят. Так можно будет составить более полную картину по изучению особенностей получения наилучшего урожая этого овоща.

Педагог подчеркивает:

– Выращивание экзотических культур вызывает у детей много интереса, азарт. Им не надо напоминать ухаживать за огородом – все лето сами прибегают посмотреть, надо ли что-то подрыхлить, полить, собрать урожай. Плюс ко всему мы не просто выращиваем растения — этот процесс становится основой для создания научно-практических работ. Некоторые как раз сейчас выполняются. Кроме того, ребята на практике убеждаются, что даже самая редкая культура дает хороший урожай, и потому они смело выращивают их и дома. Ведь с изменением климата меняются и возможности. Наша задача – выяснить, какие культуры могут успешно прижиться в новых условиях на нашей земле.

Светлана НИКИФОРОВА
Фото предоставлены школой