Делегация Министерства образования и БПЦ ознакомилась с потенциалом христианского наследия Нижегородской области

- 10:04Актуально, Духовность и патриотизм

Совместная делегация Министерства образования Беларуси и Белорусской Православной Церкви ознакомилась с потенциалом христианского наследия Нижегородской области, который эффективно используется для духовно-нравственного и военно-­патриотического воспитания, и поделилась своим уникальным опытом в этой сфере.

Не вместо, а вместе

В Нижегородской области не одно десяти­летие работают православные гимназии, детские сады, монастырские школы, при светских школах открыты ресурсные центры духовно-нравственного воспитания и гражданского образования. Как отметил по итогам визита заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай, было полезно взглянуть на интегрированный процесс образования и духовно-нравственного воспитания в светских школах и в православных гимназиях, детских садах Нижегородчины. Александр Владимирович подчеркнул, что и у Министерства образования Беларуси сложились тесные, плодотворные взаимоотношения с Белорусской Православной Церковью в рамках принятой пятилетней программы сотрудничества. На постоянной основе проходят заседания Координационного совета, в учебных заведениях страны в 5—8 классах препо­дается факультативный курс “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” — и это большой совместный труд Министерства образования, Академии образования Беларуси, Синодального отдела БПЦ по сотрудничеству со светскими учрежде­ниями образования. Причем упомянутый учебно-методический комплекс — книга для чтения, рабочая тетрадь, иллюстрированный словарь — не просто направлен на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, но и рассчитан на все конфессии, не только православную. Факультатив сегодня востребован детьми и родителями, есть конкретное видение его развития. Что же касается опыта взаимодействия Нижегородской епархии со светской системой образования, то Александр Кадлубай назвал его интересным и требующим изу­чения: руководителям белорусских учреждений образования наверняка будет полезно лично с ним ознакомиться и определиться, что из опыта потом “ляжет” на нашу землю.

В Нижнем Новгороде белорусы побывали в городском ресурсном центре духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при средней школе № 187. Тематически оформленная большая аудитория, два музея, посвященных истории христианства и русскому воинству, хорошая видео- и аудиотека, богатое собрание тематической литературы — под ресурсный центр отдан этаж одного из корпусов школы. На базе центра проводятся занятия по основам православной культуры, тематические уроки по истории, общество­знанию, экскурсии для детей из других школ. Центр активно помогает коллегам своими наработками. Здесь проводятся лектории и круглые столы для педагогов, преподающих в школах православную культуру, историю, русский язык и литературу. По словам директора школы доктора педагогических наук Валерия Малинина, через духовно-нравственное и патриотическое воспитание нужно прививать подрастающему поколению любовь к своему Отечеству. Директор и его коллеги убеждены: образованному человеку необходимо иметь базовые знания о христианской культуре, а всех сомневающихся родителей они приглашают посетить уроки. Присутствовавший на встрече с белорусской делегацией директор Департамента образования Нижнего Новгорода Владимир Радченко добавил, что в целом в Нижегородской области работает 16 ресурсных центров духовно-нравственного воспитания и гражданского образования.

Во время визита белорусской делегации в Нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского торжественно встретили икону Божией Матери “Минская”. Святой образ подарен нижегородской земле Митрополитом Минским и Заславским Вениамином.

Кстати, во всех муниципальных школах российского региона ученикам 4-х классов преподаются “Основы религиозных культур и светской этики”. Предмет состоит из шести модулей, дети и их родители выбирают один. Можно изучать конкретную религиозную культуру из числа наиболее распространенных в России: православную, исламскую, иудейскую, буддистскую. Можно получать знания обо всех их вместе либо же отдать предпочтение исключительно светской этике. В школах Нижегородчины почти 70% ребят и их родителей выбирают модуль “Основы православной культуры”.

…Где небо ближе

В частной общеобразовательной право­славной гимназии во имя святого благо­верного князя Александра Невского рассказали, что привести ребенка сюда может любой родитель, нацеленный на воспитание в духе христианства. Перед зачислением — собеседование. Обычный учебный день начинается для детей и учителей с утренней молитвы в домовом храме. Людмила Иванова, директор гимназии, добавила, что учебное учреждение курирует дома малютки и престарелых, ребята участвуют в работе патриотического клуба “Дружина имени святого праведного воина Феодора Ушакова”. Что важно: как и во всех российских школах, каждый понедельник начинается с выноса Государственного флага и исполнения гимна, классные часы посвящены “Разговорам о важном”. В этой нижегородской гимназии проводит заседания Ассоциация православных школ и гимназий, здесь Владыка Георгий торжественно вручает выпускникам аттестаты. На взгляд директора, выпускники всех православных гимназий региона отличаются от сверстников особой созидательной мотивацией к жизни.

С этим мнением согласна и Юлия Залялиева, директор православной гимназии Арзамаса имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Начинали с 14 учащихся, а сегодня здесь учатся 570 гимназистов, желающих же намного больше… Показывая белорусам учебное заведение, директор презентовала уникальный (и увесистый!) сборник детских исследовательских работ и творческих материалов по итогам Всероссийской детской краеведческой конференции “Православные следо­пыты — 2024”. У книги знаковое для образования Нижегородчины название — “Душа ищет то место, где небо ближе”.

На примере православного детского са­да во имя преподобного Серафима Саровского в Нижнем Новгороде ознакомились и с опытом работы дошкольных учреждений образования. После масштабной реконструкции здания это современный детский сад, в котором 6 групп, 150 воспитанников. С 4-летнего возраста в работу с детьми вводится православный компонент. Малышей знакомят с религиозными праздниками, убранством храма, тематикой милосердия и добродетели через занятия по лепке, рисованию, письму, через различные мероприятия. 

По словам руководителя отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерея Евгения Худина, православные школы и гимназии, детские сады — общеобразовательные бесплатные учреждения, лицензированные и аккредитованные государством. Выпускники получают аттестаты установленного государственного образца. Дети во время учебы осваивают те же предметы, что и в обычных учебных заведениях, при этом дополнительно изучают основы православной веры, церковно­славянский язык, церковное пение. Основы православной веры и церковное пение гимназисты осваивают с 1 класса, церковно­славянский язык, необходимый для понимания канонических христианских текстов, — с 3-го. В старших классах добавляется также древнегреческий или латинский язык. Все православные гимназии и школы проходят в патриархии обязательную аттестацию, а в каждом учреждении образования, по­мимо директора и замов, есть духовник.

Учителя православных школ и гимназий (учредителем выступает Нижегородская епархия, ее законные представители) имеют светское образование. При желании, которое появляется у многих педагогов, можно без отрыва от преподавания, на каникулах, пройти дополнительное обучение в Центре подготовки церковных специалистов. Не единожды доводилось слышать: на Нижегородчине нет такого понятия, как православная физика, химия, математика или биология, при этом “духовные” нюансы в изложении материала по каждому предмету есть. А еще и педагоги, и священнослужители не без основания гордятся результатами гим­назис­тов, успешно участвующих в областных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях. Во многом первые они и в социальной работе, и в реализации проектов патриотической направленности. Не­удивительно, что среди выпускников (а некоторые гимназии в четвертый раз с момента открытия выпустили одиннадцатиклассников) — много успешных студентов светских специальностей, врачей, учителей, инженеров, дипломатов. По словам нижегородских педагогов, перед православными гимназиями и школами не стоит задача готовить будущих священников — они есть среди выпускников, но единицы. Важно, чтобы воспитанники стали хорошими специалистами, чтящими нравственные каноны, работали на совесть и с любовью на благо родного Отечества.

В Александринской монастырской православной школе при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре по государственным программам учатся около 340 детей, семьи большинства ребят специально для обучения приехали жить в Дивеево из разных уголков России и других стран.

Как рассказала директор школы инокиня Наталья (Лялюшко), она окончила педаго­гическое училище, а уже уйдя в монастырь, получила высшее педагогическое образование. В школе трудятся еще несколько монахинь-учителей, все остальные педагоги — люди глубоко верующие, но светские. Дети ходят в храмы на богослужения, поют в церковном хоре. Показательна военно-патриотическая деятельность монастырской школы — выигранные президентские гранты помогают разнообразить внеклассную работу. Современный военный музей с большой диорамой посвящен Великой Отечественной войне, в краеведческом музее ребята ведут поисковую и просветительскую работу по истории своего края. Работает литературный клуб.

Едины в духе

На встрече с белорусской делегацией Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий сделал акцент на том, что рели­гиозный компонент образования помогает раскрыть внутренний, духовный потенциал человека. Кстати, Владыке сугубо небезразлично, как будет развиваться духовная составляющая образовательного процесса белорусских школьников, ведь сам он родом из Жлобина, часто бывает на родине. По словам протоиерея Федора Повного, председателя Синодального отдела БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждения­ми образования, очень важно сейчас донести детям правильную историю наших братских народов:

— Это надо закрепить настолько, чтобы никто и никогда не исказил наше общее историческое прошлое и не развел нас на разные стороны баррикад. Мы должны быть едины в духе.

Ректор белорусской Академии образования Ирина Старовойтова также отметила важность формирования духовного стержня у юного поколения россиян и белорусов, представила опыт Беларуси по разработке научно-методического обеспечения по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.

Сегодня уже прорабатываются направления взаимодействия и сотрудничества с системой образования Нижегородской области. Академия образования готова к совместным рабочим онлайн-встречам, научным конференциям, обмену опытом “глаза в глаза”. Предполагается участие педагогов Беларуси в педагогическом конкурсе работников учреждений образования “Серафимовский учитель”. Заместитель министра образования Александр Кадлубай убежден, что в сотрудничестве с системой образования Нижегородчины перспективы увидят еще и белорусские колледжи, и инженерные классы средних школ и гимназий. Возможно, состоится и новый патриотический туристический проект для учащихся в рамках Союзного государства, полагает министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков.

…Недавно Президент нашей страны принял губернатора Нижегородской облас­ти, предложив активно развивать сотрудничество в строительстве, судостроении, сельском хозяйстве, торговле. Претворять масштабные проекты в жизнь — людям, молодежи — в ближайшей перспективе, поэтому необходимость яркого творческого взаимодействия в образовательной, пат­риотической, духовно-нравственной сферах никому доказывать не надо. Нам надо учиться друг у друга, разумно интегрироваться, находить точки соприкосновения, сохраняя при этом собственные подходы.

Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото автора