Учитель математики средней школы № 8 Мозыря Наталья Альховик — исследователь и новатор. Педагог максимально раскрывает перед учащимися спектр математических знаний, чтобы школьники поняли, насколько удивительна, заманчива и всесильна математика. Подробнее об этом выяснила корреспондент “Настаўніцкай газеты”.
Наталья Владимировна пробует новые методы в работе, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученной во время урока, но и учился логически мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять и исправлять ошибки.
— Как активизировать познавательную деятельность школьников, развить их творческий потенциал и повысить их качество знаний? — задается вопросом педагог. — За время профессиональной деятельности решила провести исследование, наблюдая за тем, как на уроках математики дифференцированный подход отразится на обучении, ведь метод позволяет учить всех, но по-разному.
Сегодня от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ребенка и подготовки его к жизни. Выпускник школы должен обладать способностью личностного роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя-предметника и в первую очередь на учителя математики, так как именно на уроках математики идет формирование математического, а затем практического и экономического мышления. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе — творческое мышление без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.
— Китайская мудрость гласит: “Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю”, — продолжает Наталья Альховик. — Технология дифференцированного обучения позволяет заменить традиционный урок получения знаний уроком открытия знаний. В результате происходит развитие логического мышления, активного словарного запаса школьников, формирование умения анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, устанавливать ее истинность или ложность путем проверки, находить рациональный способ решения заданий, широкое внедрение групповых форм работы. Возможности учащихся в освоении знаний индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. И только постепенный переход от известного к новому, постепенное усложнение материала способствует эффективному усвоению математики, и здесь необходима помощь учителя. Поэтому основная цель моей деятельности — способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.
За 7 лет работы в данном направлении педагог ознакомилась со многими видами технологий дифференцированного обучения:
— Например, освоила элементы технологии В.В.Фирсова (введение двух стандартов: 2 уровня обучения — на индивидуальном и максимально посильном уровне). А также элементы технологии И.С.Якиманской (личностно ориентированный подход), элементы технологии П.Я.Гальперина (использование коррекционных карточек, кратких схем, конспектов для самостоятельной работы), а также М.Б.Воловича (поэтапное усвоение материала). Что максимально позволяет раскрыть перед учащимися спектр математических знаний, дети с каждым занятием понимают, насколько удивительна, заманчива и всесильна математика. Дифференцированный подход применяю как к отдельным учащимся, так и к группам детей для развития способностей сильных учеников, а также для успешного поднятия успеваемости среди отстающих.
По словам педагога, если в традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями, то работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение. Так ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся при этом повышается, процесс обучения становится более успешным.
— А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху, — подчеркивает собеседница. — Дифференцированный подход в обучении — это принцип посильности усвоения, где каждый обучающийся продвигается своими темпами. Кстати, этот метод хорошо работает на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике. Основная задача дифференцированного обучения — вовлечь в работу каждого ученика, помочь слабому, развивать способности сильных. На уроках использую как индивидуальную форму работы (самостоятельные работы, работа по карточкам или индивидуальные, для коррекции знаний), фронтальную форму работы (опрос, беседа, математические диктанты с карточками, индивидуальную форму работы, при которой учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности).
На уроках педагог создает атмосферу сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Урок начинается с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений.
— Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю их на доске, карточках, — отмечает специалист. — Их можно разделить на два вида: обязательные и дополнительные. Первые способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика. Вторые рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями, и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе. Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех ребят, которые имеют более высокий уровень подготовки, содействуя этим развитию познавательных способностей.
Учитель отмечает, что за время работы в классе замечает, как у учащихся пробуждается интерес к предмету, ликвидируются пробелы в знаниях, формируются умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Кроме того, развивается устойчивый интерес к математике, закрепляются и повторяются имеющиеся знания, которые актуализируются для успешного изучения нового материала. А еще формируются умения самостоятельно работать над заданием, выполнять задания повышенной сложности.
— Исходя из интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, повысить результат обучения и развития его логического мышления возможно, если использовать приемы дифференцированного подхода, — уверена Наталья Альховик. — На практике вижу, что работа по профилактике неуспеваемости школьников и развитии познавательной активности будет успешной, если при ее реализации осуществляется дифференцированный подход в обучении. В целом же работа в такой системе ведет к положительному результату, где удается согласовать педагогические интересы с интересами ребенка.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото из архива Натальи АЛЬХОВИК