Дмитрий Хома: гордимся, что стали пионерами во многих инициативах, которые сейчас широко реализуются в регионах

- 14:40Диалоги об образовании, Образование

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, о воспитании детей и молодежи. Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома Дмитрий Хома.

Воспитать каждого 

— Назовите главные задачи, которые предстоит решать в этом учебном году образовательной отрасли Витебщины.  

— Система образования области закономерно встроена в систему образования страны. Поэтому развитие и совершенствование, шаг за шагом, всегда рассматриваются с точки зрения системы, преемственности. В этом году мы достаточно серьезное внимание уделили проф­ориентационной работе по педагогическим специальностям. Это требование времени — планомерно по всем ключевым направлениям работать на перспективу, в том числе, чтобы наша кадровая основа из учителей среднего возраста формировалась уверенно и стабильно.  Мы рады, что на базе Витебского государственного университета нам удалось возобновить прием на такие специальности, как “Математика”, “Физика”, “Информатика”, и 217 человек в этом году поступили на них на условиях именно целевой подготовки. Согласитесь, речь идет об особой мотивации — заключение договора с конкретным учреждением образования со сроком работы как минимум на 5 лет… Много говорим сегодня о том, как на­учить ребенка учиться, где ему получать знания, как применять их на практике, с пользой для себя и государства. Но для этого нам очень важно научить и воспитать Учителя.

Из большого количества поставленных задач, наверное, выделю управленческие, формирование резерва руководителей. По этому направлению также ведется активная системная работа и накоплен определенный эффективный опыт. 

— В строчках вашей биографии, Дмитрий Леонидович, значатся должности с “воспитательной” приставкой: вы работали заместителем директора училища по этому направлению, начальником отдела в управлении образования. Как оцениваете воспитательную работу в регионе?

— Позволю себе напомнить слова нашего Президента, сказанные в Послании  белорусскому народу и Национальному собранию: “В детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях формируется духовный и нравственный облик нации. Колоссальная ответственность лежит на плечах воспитателей, школьных учителей, преподавателей вузов за сохранение преемственности наших традиционных ценностей. Главное в них — любовь к своей стране”…

По сути, это наша программа действий, а основным моментом в патриотическом воспитании назову системность работы (с детского сада, с 1 класса и дальше) и ее творческий характер.  Не должно быть мероприятий, в которых дети принимали бы формальное участие. Для ребенка важно стать не зрителем, а действующей фигурой полезного дела, значимого события в жизни класса, учреждения образования, своей малой родины, государства. И здесь мы уже видим задачу педагога и руководителя: выстраивать командную работу так, чтобы на каждом этапе в нее был заинтересованно вовлечен каждый учащийся школы, гимназии, колледжа.

С данным направлением тесно связана тема профориентации.

Очень важно, чтобы еще в школе человек нашел себя в профессии. Наша задача — предоставить ему для этого все возможности и, в частности, современную базу.

Речь идет о материально-техническом обеспечении как по учебным предметам, так и в объединениях по интересам, включая, например, токарные станки, 3D-принтеры, музыкальное оборудование. Нужно сформировать и зафиксировать проявившийся в детях интерес — через родительское собрание и взаимодействие с семьей, встречу с успешным профессионалом, экскурсию на предприятие… К слову, за прошлый учебный год наши учащиеся посетили сотни промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Аксиомно: если молодой человек не ошибется в выборе, будет целеустремленно получать профессию — соответственно, он с гораздо большей отдачей начнет работать на благо страны. Создавать валовой внутренний продукт, радовать результатами труда, доходами от него себя и семью. Будет любить свое дело и родную страну, где для его профессионального развития созданы достойные условия. Все взаимосвязано.

“Спасибо” — хорошее слово!

— Не прошу хвалить кого-то лично, но спрошу, какие качества вы цените в подчиненных. Есть среди них “неудобные”, но толковые?..

— В районных отделах по образованию у нас достаточно много молодых, перспективных профессионалов, с широким видением проблем и путей их решения…

Считаю себя руководителем, ставящим перед подчиненными максимальные задачи: если можем сделать так, как должны, мы обязаны это сделать. Не принципиально стать первыми, но сделать все возможное для достижения лучшего результата необходимо.

Наш руководящий актив на местах так работает. При этом я понимаю, что по максимуму задействовать каждого директора учреждения образования, учителя, законного представителя ребенка по каж­дому направлению, той же целевой подготовке, непросто. Но планка есть, поддержка и поощрение, соответственно, тоже. Причем не только материальное.  “Спасибо” — очень хорошее слово, мотивационная значимость публично высказанной благодарности велика и безусловна. Важно увидеть и отметить достижения педагогического сообщества, коллектива и его руководства на уровне района, города, учреждения образования. И, конечно же, поблагодарить за результативный труд конкретного человека. 

Полагаю, наш мощный образовательный корабль движется вперед на нормальной скорости. Все начинания по его совершенствованию, развитию системы образования Витебщина сверяет с развитием страны в целом, с общегосударственным подходом. Вместе с тем мы гордимся, что стали пионерами во многих инициативах, которые сейчас широко реализуются в регионах и на республиканском уровне.  К примеру, мы первыми провели областные агрофорум (в этом учебном году состоится уже четвертый по счету) и форум выпускников педагогических классов.

— В стране только один народный учитель, большинство заслуженных — люди весьма почтенного возраста. Как вам думается, Дмитрий Леонидович, почему среди награждаемых высокими наградами сегодня все-таки не так много педагогов? Стесняемся выдвигать, скромничаем?   

— Не соглашусь, что не так много. И педагогические работники Витебщины отмечены в этом году: тому же Сергею Николаевичу Кривенко, учителю географии 2-й гимназии Витебска, присвоено звание заслуженного учителя Республики Беларусь. Государственными наградами, медалями “За трудовые заслуги” стараемся отмечать всех достойных. Наши педагоги — среди 50 лучших тружеников региона, лауреатов почетного звания “Человек года Витебщины”. Много учителей по доброй традиции награждаются грамотами и почетными грамотами нашего управления, областного исполнительного комитета и областного Совета депутатов, благодарностями председателя облисполкома, в том числе на августовской педагогической конференции, итоговой коллегии… Что касается высочайшего звания “Народный учитель”, то сложность, на мой взгляд, заключается в очень высокой планке и, возможно, отсутствии определенных критериев. Согласитесь, пока это все-таки больше собирательный образ — речь идет в одном лице и о педагоге, и о новаторе, и о психологе, и о воспитателе… Сильном профессионале и яркой личности, человеке, которым будет гордиться вся страна. 

А в плане наших достижений… Они у наших педагогов, несомненно, есть и немалые. Главное — не останавливаться, ставить более высокие цели и добиваться их осуществления.

В Витебском областном институте развития образования на курсах повышения квалификации

— Ваши пожелания наставникам в преддверии Дня учителя?

— Хочу пожелать всегда с улыбкой, с хорошим настроением входить в класс, и чтобы ученики радовали и вдохновляли на новые дела.  Желаю мирного неба и здоровья, личного счастья, взаи­мопонимания с коллегами, продуктивного развития каждого учреждения образования. Пусть спорится работа во благо наших детей и во благо нашей любимой Родины.

За настроением — на работу

— В какой из районов области или в какое конкретное учебное заведение родной Витебщины Дмитрий Леонидович Хома едет за настроением?

— За хорошим настроением я просто иду на работу. Добавлю: заряжает позитивным настроением любое общение с детьми. Заряжают эмоции, когда ты выходишь из рабочего кабинета и воочию видишь, как реализовано на деле то, что планировалось 2—3 года назад.  Положительных эмоций много, потому как сделано и делается действительно немало.

Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото автора