Учитель физики столичной гимназии № 27 Наталья Скитихина подготовила не одного стобалльника на ЦЭ, в том числе два гимназиста набрали максимальное количество баллов на тестировании в нынешнем году, при этом не посещали репетиторов. Ее ученики принимают активное участие в олимпиадном движении. Корреспондент «Настаўніцкай газеты» узнала, что помогает педагогу разглядеть одаренного ребенка, раскрыть его способности и научить не бояться бросать вызов самому себе.

Ключевым методом в работе учителя является развитие творческого, нестандартного подхода к решению задач. Поэтому на уроках царит атмосфера поиска: поощряется любая идея, ведущая к правильному ответу.
– В физике есть задачи графические, расчетные, качественные. Я, конечно, показываю ребятам алгоритмы решения. Но если ребенок предлагает свое – не запрещаю. Это даже бонус! Рубить на корню инициативу нельзя. Будущее именно за такими творческими, креативными, нестандартно мыслящими людьми, – уверена педагог.
Чтобы поддержать самородков, педагог уже с 7 класса подбирает для них особые задачи, которые предлагает на уроках или в самостоятельных работах. А чтобы разжечь азарт, проводит в классе настоящий аукцион идей: кто найдет интересное решение, тот получает высокую оценку.
Физика – это про жизнь
Распространенный вопрос, который слышит каждый учитель физики, «А зачем мне это надо?». Ответ на него педагог ищет не в учебниках, а в окружающем мире.
– Физика всегда рядом с нами, просто мы не всегда это замечаем. Ее нужно рассмотреть. Она есть даже в литературных произведениях. Этот навык – видеть науку в жизни – нужно развивать, – уверена Наталья Михайловна.
Чтобы теория не казалась абстрактной, она предлагает гимназистам экспериментальные домашние задания: не просто решить, а снять видео с опытом, демонстрирующим закон физики в действии.
– Они из подручных материалов сооружают такие установки! Бывают очень интересные опыты. Например, даю творческое задание: как экономить дома электроэнергию? Дети креативят, снимают целые фильмы. Такой подход прекрасно иллюстрирует главный тренд современности – междисциплинарность. Чтобы стать инженером, который еще и программирует, нужна сумма знаний, – считает учитель.

Главный секрет успеха
Подготовка к централизованному тестированию и олимпиадное движение – две стороны одной медали. Если первое – это отточенное мастерство, то второе – территория смелых.
– Есть дети, которые большие умницы, но боятся проиграть. А есть решительные, которым интересно пробовать силы, лучше узнавать себя и свои возможности. В процессе работы с учащимися обязательно знакомлю их с многочисленными олимпиадами от белорусских и российских вузов, в том числе экспериментальными. Решение участвовать всегда остается за ребенком, – делится педагог.
Большая работа проводится в 7–8 классах, когда дети только начинают погружаться в предмет. Наталья Михайловна учит их главному – самостоятельно искать и решать задачи. Они помогают развивать логику.
– Почему наши специалисты так ценятся во всем мире? Потому что способны из ничего что-то придумать. И физика этому очень способствует. Не соглашусь со стереотипным мнением, что логика – прерогатива мальчиков. Среди моих учениц есть настоящие звездочки, например Лиза Кальвинковская, которая пришла ко мне в 10 класс из другой школы и сразу включилась в олимпиадное движение. Она решала задачи быстрее всех в классе и иным, нестандартным способом. В итоге – 100 баллов на ЦЭ и поступление в БГУИР, – с гордостью говорит Н. Скитихина.
По ее мнению, еще один ключ к успеху любого ребенка – в сотрудничестве.
– Обязательно должен быть контакт с учащимся, нужно быть с ним на одной волне. Не обойтись и без поддержки семьи. Идеальная формула – это триединство: учитель, ребенок и заинтересованные родители. А также поощрение со стороны государства, – рассуждает педагог и резюмирует: – Задача каждого учителя – заинтересовать, заинтриговать. А дальше ребенок сам выбирает. Моя же главная задача – научить учиться! Это и есть мое педагогическое кредо.
Нестандартное мышление как бонус
Ученик Н. Скитихиной Андрей Кирейчук стал одним из 66 финалистов международного научно-просветительского проекта «Ледокол знаний», который проводит госкорпорация «Росатом» для талантливых школьников 14–16 лет. В этом году в нем приняли участие более 67 тыс. человек из России и еще 20 стран.
Победители получили уникальную возможность отправиться в экспедицию на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» по маршруту Мурманск — Северный полюс — Земля Франца-Иосифа — Мурманск. 17 августа они достигли высшей точки планеты, 22 августа планируется возвращение в порт Мурманска. Экспедиция приурочена к 80-летию атомной промышленности России и 500-летию начала освоения Северного морского пути.
Для участников подготовили насыщенную образовательную программу: лекции, мастер-классы, квизы и другое. Собираясь в путешествие мечты, белорусский школьник взял с собой национальный флаг и рубашку-вышиванку.
Минский гимназист сам узнал о конкурсе и подал заявку на участие. Требовалось пройти три этапа испытаний, среди которых викторины на знание науки и технологий, решение кейсов по редкоземельным металлам, квантовым технологиям и бионике. Молодой человек доказал, что достоин места среди лучших юных умов.
— Победа Андрея – это не случайность, а закономерный результат, – считает Н. Скитихина. – Такая внутренняя мотивация и готовность принимать вызов – главные характеристики одаренного ребенка. Андрей – яркий пример ученика с нестандартным мышлением. Заметила это еще в 7 классе, когда он начал предлагать свои решения задач по физике. В привычной обстановке мальчик решает сложные задачи очень быстро и красиво. В этом учебном году он принимал участие в предметной олимпиаде районного и городского уровней. Единственное, что помешало ему выступить успешно, – волнение. Но важно, что он не боится пробовать. То, что он прошел сложнейший отбор и оказался в команде уникальной экспедиции, – очередное тому подтверждение.
Марина ЖДАНОВА
Фото из архива собеседницы





