Формируем математическую культуру учащихся: практико-ориентированный проект «Сам себе мастер»

- 17:05Образование, Портфолио

Во время мастер-­класса ставлю перед собой цель передать опыт по использованию на уроках итогового повторения в 5—6 классах практико­-ориентированного проекта “Сам себе мастер” как средства формирования математической культуры учащихся.

Задачи мастер-класса: создать условия для профессионального общения; ознакомить с технологией создания на уроках итогового повторения в 5—6 классах практико-ориентированного проекта “Сам себе мастер”; содействовать повышению профессионального уровня участников мастер-класса, освое­нию ими практической значимос­ти полученного опыта.

І. Ориентировочно-мотивационный этап

— Уважаемые коллеги, давайте вначале поприветст­вуем друг друга. Но не спешите. Здороваться можно по-разному: с помощью рук, с помощью губ, а мы сде­лаем это с помощью глаз. Задача каждого из вас — повернуться к коллегам и поймать как можно больше встречных взглядов, поделившись позитивом друг с другом. (Все здороваются.)

— А теперь снова неожиданный прием — “Спросите у меня”. Перед вами на столах маленькие листочки. Напишите на них, пожалуйста, любой вопрос на любую тему и передайте моим помощникам. (Участники пишут вопросы.)

ІІ. Актуализация субъект­ного опыта участников

— Коллеги, позвольте напомнить, что по определению мас­тер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Это двусторонний процесс, а отношения “преподаватель — слушатель” являются абсолютно необходимыми, то есть вы ожидаете чего-то от меня, а я надеюсь получать по ходу занятия обратную связь от вас. Жду активного участия в обсуждении, обмене опытом. Задавайте вопросы, предлагайте свои пути решения, высказывайте свое мнение.

Итак, я сегодня учитель, мастер, демонстрирую свои прие­мы, а у вас одновременно две роли: вы и обучающиеся, и эксперты, присутствующие на открытом занятии.

III. Целеполагание

— Тему мастер-класса вы уже знаете. Скажите, чего вы ожидае­те от сегодняшней встречи, что хотели бы взять для собственной педагогической деятельности? (Участники рассказывают о своих ожиданиях, мастер фиксирует пожелания присутствующих на стикерах и прикрепляет их на доску.)

— Исходя из ваших ответов, можно сделать вывод, что вы хотите узнать, как качественно организовать итоговое повторение на уроках в 5—6 классах, чтобы учащимся было интересно.

А теперь посмотрите, какие задачи я поставила сегодня для мастер-класса. (Отображаются на экране.) Они есть в программе у вас на столах. Кстати, если вам понравятся некоторые моменты, интересные фишки, вы можете их зафиксировать на обратной стороне программки.

Работаем над первой задачей. После полученных ответов на вопросы, которые вы задавали, обо мне вы теперь немного знаете, а я о вас еще нет. На столах лежат карточки с тремя задачами — на 6, 8 и 10 баллов. Не переворачивая, расположите их перед собой в той последовательности, в которой вы приступили бы к их решению. (Участники выполняют задания.)

— Задачи решать не надо, зато по расположению конвертов можно судить о вашей самооценке. Внимание на экран!

  • 6, 8, 10 — адекватная самооценка;
  • 10, 8, 6 или 10, 6, 8 — завышенная самооценка;
  • только 6 и/или 8 — заниженная.

— Может, кто-то узнал сейчас что-то новое и про себя?

IV. Информационно-деятельностный этап

— Перейдем к следующей части мастер-класса. Вопрос организации итогового повторения долгое время был для меня проб­лемным. На что обратить больше внимания, сколько часов выделить на каждую тему, как объять необъятное и, главное, как заинтересовать учащихся, чтобы они сами захотели повторить темы, по которым есть пробелы.

Работая в учреждении образования, я часто видела, что многие учащиеся просто заучивали материал, чтобы иметь высокие отметки, а применить знания на практике не всегда могли. Неоднократно приходилось слышать вопросы “А зачем мне это надо?” и “Где мне в жизни это пригодится?”. Конечно, у меня есть дежурные ответы на такие случаи: “Для сдачи выпускного экзамена, высоких отметок, сдачи ЦЭ и ЦТ, поступления и выбора желаемой профессии”. Но учащихся 5—6 классов такие ответы не мотивируют.

А однажды в лицее МВД ко мне подошли мои ученики и попросили помочь рассчитать количество материала и стоимость, т.е. составить смету для ремонта в их комнатах. Так появился наш проект “Ремонт моей комнаты”, где я была куратором, а все вычисления выполняли сами учащиеся. Многим из них пришлось повторить темы “Площадь прямоугольника и многоугольника”, “Периметр”, “Действия с десятичными дробями”, “Проценты” и др. И они увидели практическое применение математических знаний. Как говорят, в нужном месте и в нужный час.

 Затем, работая в 6-х классах, я пришла к выводу, что такой проект актуален здесь еще больше. Давайте с вами убедимся в этом. На экране — темы учебной программы по математике в 5—6 классах. Прошу вас выбрать те из них, по которым можно составить задания к проекту “Ремонт моей комнаты” (примеры заданий: рассчитать количество и стоимость обоев, краски; начертить план комнаты, применив масштаб, и т.д.).

Теперь давайте попробуем назвать темы, которые нам не подходят. (Таких почти нет.)

— Надеюсь, я убедила вас в рациональности применения такой формы итогового повторения, и в практической части нашего занятия давайте попробуем составить содержание ваших проектов. Снова обратимся к списку тем, и мне интересно узнать, каким содержанием вы порекомендовали бы наполнить проекты своим учащимся. (Участники мастер-класса составляют содержание проектов и записывают его.)

— Передайте, пожалуйста, свои работы на первые парты, и давайте выберем экспертную группу, которая обобщит работы и составит общее разработанное вами содержание проектов. А пока экспертная группа работает, отметим плюсы и, возможно, минусы такой формы повторения материала.

Примерные ответы участников мастер-класса:

  • применение инновационных форм и методов работы с учащимися (проектная деятельность, игровая деятельность);
  • использование межпредметных связей;
  • повторение многих тем сразу;
  • использование различных временных рамок проекта: на четверть, на неделю, на количес­тво часов, отведенных на повторение, и т.д.;
  • применение знаний на практике: решение практико-­ориентированных задач;
  • мотивация и побуждение к действиям учащихся;
  • привлечение родителей для практической помощи и советов в оформлении проек­тов (распечатка, титульный лист) и даже мотивация их к практическим дейст­виям (ремонт в квартире) и т.д.

— Самые внимательные из вас заметили различия в названиях темы мастер-класса и тем детских проектов. Объясню. Я задумала серию таких мастер-классов, как сегодня, под общим названием “Сам себе мастер”, так как эта тема более обширна, ее можно разнообразить не только ремонтом, но и дизайном своего дома, дачи и участка, составле­нием финансового плана.

В заключение остановлюсь еще на одном моменте. Когда учащиеся спросили, есть ли такие проекты в интернете, мне стало самой интересно. И что вы думаете? Конечно, есть. В наше время по-другому не бывает. Готовые работы для разного уровня подготовки, разного возраста, на разный вкус и цвет. Но такая форма работы хороша тем, что учитель может ограничить выполнение проекта определенными требованиями во избежание списывания и может дать творческую свободу учащимся. Пусть учащиеся находят интересные идеи и делятся ими при защите проектов.

V. Презентация работ учащихся

Вашему вниманию на стенде представлены проекты наших учащихся 6-х классов. Они еще учатся выполнять практико-ориентированные проекты, и качество выполнения работ, конечно, разное. Зато учащимся есть чему поучиться друг у друга. (Участники мастер-класса листают проекты.)

VI. Рефлексия

— Еще раз обратимся к цели и задачам нашего мастер-класса. Попрошу высказаться тех, кто считает тему мастер-класса актуальной. Что из сегодняшнего мас­тер-класса вы считаете реаль­ным для использования в своей практике?

На столе лежат цветные листочки. Определите каждый для себя результат сегодняшней встречи (узнал новое, увидел применение; знал, но есть полезная информация; для себя ничего не взял). Напишите на листочках свои замечания, советы и пожелания и разместите их в одной из трех областей на доске.

Заключение

— В жизни нам приходится решать множество задач. Любое решение начинается с рождения мысли, и оттого, насколько правильно мы организуем свою деятельность по решению задачи, будет зависеть результат. Каждый из нас должен выбрать свою самую правильную, самую рациональную мысль, чтобы было интересно, радостно и комфортно, как, я надеюсь, и прошло сегодня наше занятие.

Татьяна КИЗИЛЬ,
учитель математики гимназии № 16 Минска