Геймификация на уроках химии: полезный мастер-класс

- 14:02Образование, Портфолио

Предлагаю вниманию коллег мастер-­класс, цель которого — организация активного педагогического взаимодействия для презентации геймификации на уроках химии и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся.

Задачи мастер-класса:

1) создать условия для формирования мотивации и готовности участников мастер-класса к ознакомлению с использованием геймификации на уроках и во внеурочной деятельности при изучении химии;

2) стимулировать включение игровых элементов в учебный монотонный труд детей для развития их творческих способностей;

3) разработать схему создания разных видов игровой деятельности и включения их в процесс обучения химии;

4) обеспечить условия для рефлексии собственного профессионального мастерства участников мастер-класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор или телевизор, презентация, листы бумаги формата А3, фломастеры, клей бумажный, ножницы, магниты, конверты с заданиями, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Ход проведения мастер-класса

Этапы

Содержание этапа

Деятельность учителя-мастера

Деятельность участников

1. Ориентировочно-мотивационный.

Задача: обеспечение мотивации участников мастер-класса

Создание благоприятного психологического климата и мотивации на совместную работу

Приветствует участников мастер-класса. Раздает из конверта звездочки, в соответствии с цветом которых участники распределяются на 3 группы.

Организует знакомство участников, используя прием “Аллитерация имени”.

Организует работу по определению правил групповой работы

Участники занимают места в соответствии с картинкой.

Представляются и знакомятся в группах, передавая ладошку-эстафету следующему участнику.

Предлагают правила работы в группах

2. Актуализация субъектного опыта участников.

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности

Создание условий для диагностики первичного профессионального опыта путем определения понятия “геймификация”

Записывает на доске слово ГЕЙМИФИКАЦИЯ. Знакомит участников с теоретическими основами понятия

Участники пишут свои ассоциации к данному слову и закрепляют на доске

3. Целеполагание.

Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий

Определение темы и цели занятия.

Вовлечение участников в целеполагание

Предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия.

Побуждает к постановке цели и задач

Выстраивают алгоритм совместной деятельности. Определяют цель мастер-класса. Записывают ожидания,
презентуют у доски

4. Информационно-деятельностный.

Задачи:

знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности;

 применение на практике полученных знаний: конструирование настольной игры “Химино” по теме, выбранной участниками мастер-класса (“Основные классы неорганических веществ”, “Типы кристаллических решеток”, “Электролиты”)

Обеспечение условий для формирования знаний об игровых элементах геймификации “Основные группы игр”, классификации игр

С помощью наводящих вопросов формирует представление о видах уроков с использованием игровых технологий, а также об основных группах игр. Предлагает участникам написать игры представленной классификации.

Демонстрирует позицию учителя: из носителя готовых знаний превращается в организатора и координатора познавательной деятельности (представляет теорию).

Предлагает игровые элементы геймификации настольной игры “Химино” (приложение 1), а также организует проработку схемы-матрицы для создания настольной игры (приложение 2)

Знакомятся с основными группами игр. Например:
настольные игры (домино, кроссворды), интеллектуально-познавательные игры (“Математика + химия”)

Участники каждой группы высказывают свои суждения

Обеспечение условий для формирования первичного опыта разработки фрагмента или всей игры

Показывает собственноручно разработанные игры.

Выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу участников мастер-класса и управляет ею

Разрабатывают понравившуюся им игру. Презентуют свою работу. Делают выводы

Презентация работ

Организует обсуждение презентаций

5. Рефлексивный.

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности

Презентация материалов для практического использования

Раздает участникам мастер-класса электронные разработки своих игр и игр, разработанных участниками мастер-класса

Отвечают на вопрос “Достигли ли вы цели?”.

Оценивают полученный опыт

Приложение 1

Игровые элементы геймификации на примере использования
игры по типу “Домино”, получившей название “Химино”

Игровые элементы

Действие учителя

Тема “Основные классы неорганических соединений”

Вызов для учащихся

Предлагает определить цели

Перед учащимися ставится цель: составить как можно длиннее цепочку из имеющихся фишек, в которых указаны формулы веществ и класс искомого соединения

 

 

 

 

Правила игры

Предлагает придумать испытания и правила игры

Для прохождения данного уровня учащиеся используют выданные им фишки и выполняют предложенные задания. Конец первой фишки дает указание на нахождение формулы данного вещества. Каждое последующее задание требует выполнения предыдущего

 

Сотрудничество

Просит продумать задания для группы или пары учащихся

Соотнеси начало и конец химической реакции (работа в группах). Начало реакции находится у одного учащегося, конец — у второго. Второй учащийся выбирает правильный ответ и прикладывает к концу фишки. Третий учащийся записывает уравнение реакции в тетради и указывает ее тип. Четвертый — расставляет коэффициенты (при необходимости).

Фишка первого учащегося:

Фишка второго учащегося:

Правильный ответ:

Реакция обмена

Обратная связь

Контроль за выполнением заданий

После допущения ошибки появляется возможность выполнить еще раз похожее задание на каждом уровне

Накопление ресурсов

Накопление ресурсов уровневой системы сложности

За каждый правильный ответ учащиеся получают звезду. За ошибки им придется заплатить этими звездами. Тот, кто наберет больше звезд к концу игры, сможет попрактиковаться на компьютере или выполнить интересный демонстрационный эксперимент

Вознаграждение

Просит использовать полученный результат

По сумме звезд определяется команда-победитель, а также лучший химик

Приложение 2

Схема-матрица для создания игры “Химино”

NaCl

Кислота

 

Кислота

 

Кислота

Вa(ОН)2

Оксид

 

Оксид

 

Оксид

H3PO4

Соль

 

Соль

 

Соль

СО2

Основание

 

Основание

 

Основание

Любовь БАНАСЕВИЧ,
учитель химии квалификационной категории “учитель-методист”
Здитовской средней школы Березовского района Брестской области