Инфографика в помощь: готовимся к ЦТ и ЦЭ по биологии на уроках и факультативных занятиях

- 14:02Образование, Портфолио

При подготовке к ЦТ, ЦЭ на уроках и факультативных занятиях по биологии предлагаю учащимся использовать графический способ подачи информации, учебного материала и знаний — инфографику.

Анастасия АДАМЧЕНКО, учитель биологии гимназии Быхова Могилевской области

У современных школьников развито клиповое мышление, они воспринимают информацию фрагментарно, случайно, в виде ярких образов. А инфографика представляет собой совокупность слов, предложений, схем, изображений и других элементов, которые связываются в определенную конструкцию. Кроме того, она идеально подходит детям, окруженным гаджетами, мультимедийными технологиями и постоянным потоком информации. Такая конструкция позволяет четко и быстро представить сложный объемный учебный материал в простой, доступной форме.

По различным темам мной создана инфографика и коррелирующие с ней тесты. При выполнении тестов учащиеся используют инфографику по заданной теме, что позволяет качественно и эффективно изучить учебный материал или восполнить пробелы в знаниях.

Например, при изучении основных систематических категорий животных (типов, классов, отрядов) учащимся предлагаю инфографику “Беспозвоночные животные” и тес­товые задания к ней. Данная инфографика позволяет установить систематическую группу и соответствующее животное, проследить эволюцию его возникновения.

Задание I. Выберите лишнее из перечня:

1) власоглав, планария, аскарида, острица, не­реис, луковая нематода;

2) палоло, дождевой червь, планария, трубочник, пескожил, слизень;

3) краб, скорпион, бражник, дафния, циклоп, лангуст;

4) каракатица, власоглав, беззубка, аурелия, дрейссена;

5) шмель, муха, муравей, оса, слепень.

Задание II. Составьте правильную последовательность, в которой животные расположены в порядке их эволю­ционного усложнения.

  1. Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:

а) трубочник;    в) перловица;

б) планария;      г) лангуст.

  1. Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:

а) аурелия;     в) осьминог;

б) пяденица;  г) серпула.

  1. Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:

а) каракурт;       в) бычий цепень;

б) перловица;   г) цианея.

  1. Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:

а) корнерот;      в) крестовик;

б) двуустка;       г) нереис.

  1. Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:

а) коромысло;         в) гидра;

б) рыбья пиявка;    г) кальмар.

Задание III. Заполните таблицу со слепыми пятнами, используя слова-подсказки.

  1. Заполните ячейки:

Плоские черви

Ресничные черви

Брюхоногие

Слизень

Паукообразные

Каракурт

Стрекозы

Слова-подсказки: лангуст, пауки, насекомые, планария, комар, прямокрылые, моллюски, коромысло.

  1. Заполните ячейки:

Членистоногие

Дафния

Насекомые

Двукрылые

Моллюски

Многощетинковые

Пескожил

Слова-подсказки: кальмар, ракообразные, насекомые, кольчатые черви, круглые черви, овод, аскарида, головоногие.

  1. Заполните ячейки:

Паукообразные

Клещи

Насекомые

Щитник

Членистоногие

Щитень

Ленточные черви

Слова-подсказки: аурелия, клопы, плоские черви, мучной клещ, мидия, бычий цепень, ракообразные, дождевой червь.

  1. Заполните ячейки:

Моллюски

Перловица

Чешуекрылые

Кольчатые черви

Серпула

Ресничные черви

Планария

Слова-подсказки: плоские черви, гидра, дафния, острица, бражник, многощетинковые черви, двустворчатые, насекомые.

  1. Заполните ячейки:

Клещи

Насекомые

Божья коровка

Моллюски

Брюхоногие

Плоские черви

Печеночный сосальщик

Слова-подсказки: виноградная улитка, острица, жесткокрылые, сосальщик, паукообразные, перепончатокрылые, муха, иксодовый клещ.

При изучении раздела “Эндокринная система” предлагаю инфографику “Эндокринные железы” и тестовые задания к ней. Данная инфографика позволяет закрепить названия желез и гормонов, изучить заболевания, связанные с недостаточной или избыточной продукцией соответствующих гормонов.

Задание I. Выполните тестовые задания.

  1. В передней доле гипофиза вырабатывается:

а) окситоцин;     в) тироксин;

б) кортизол;        г) соматотропин.

  1. Гипофункция гормонов коры надпочечников является причиной возникновения:

а) микседемы;                     в) бронзовой болезни;

б) базедовой болезни;      г) кретинизма.

  1. Тироксин синтезируется в:

а) задней доле гипофиза;

б) половых железах;

в) щитовидной железе;

г) поджелудочной железе.

  1. Глюкагон вырабатывается в:

а) половой железе;

б) поджелудочной железе;

в) передней доле гипофиза;

г) корковом слое надпочечников.

  1. Кретинизм возникает при:

а) гипофункции гормонов мозгового слоя надпочечников;

б) гиперфункции гормонов поджелудочной железы;

в) гипофункции гормонов щитовидной железы;

г) гиперфункции задней доли гипофиза.

Задание II. Выберите признаки, верные в отношении эндокринной системы человека.

  1. Выберите правильные утверждения:

а) при избытке тироксина развивается микседема;

б) вазопрессин контролирует образование мочи;

в) гипофункция гормонов мозгового слоя надпочечников является причиной бронзовой болезни;

г) основной мужской половой гормон — тестостерон;

д) окситоцин синтезируется в передней доле гипофиза.

  1. Выберите правильные утверждения:

а) при гиперфункции гормонов щитовидной железы развивается базедова болезнь;

б) гипофиз состоит из коркового и мозгового вещества;

в) при недостатке тироксина у детей развивается кретинизм;

г) адреналин и норадреналин вырабатываются в корковом слое надпочечников;

д) гипофункция инсулина является причиной возникновения несахарного диабета.

  1. Выберите правильные утверждения:

а) гипофункция щитовидной железы является причиной появления бронзовой болезни;

б) гиперфункция щитовидной железы является причиной появления базедовой болезни;

в) в задней доле гипофиза вырабатывается вазопрессин и окситоцин;

г) эстроген — мужской половой гормон;

д) в щитовидной железе синтезируется альдостерон и кортизол.

  1. Выберите правильные утверждения:

а) акромегалия возникает при чрезмерной выработке соматотропина;

б) инсулин вырабатывается в передней доле гипофиза;

в) надпочечники являются железами смешанной секреции;

г) гиперфункция альдостерона является причиной бронзовой болезни;

д) окситоцин контролирует родовую деятельность женщины.

  1. Выберите правильные утверждения:

а) поджелудочная железа состоит из передней, средней и задней долей;

б) гипофункция вазопрессина приводит к возникновению несахарного диабета;

в) дефицит тироксина приводит к появлению миксе­демы;

г) кортизол и альдостерон вырабатываются в мозговом слое надпочечников;

д) соматотропин вырабатывается в задней доле гипо­физа.

Задание III. Установив логическую связь, вставьте на мес­те пропусков подходящий элемент.

  1. Задняя доля гипофиза — вазопрессин = корковое вещество надпочечников — … .
  2. Инсулин — … = соматотропин — карликовость.
  3. Щитовидная железа — трийодтиронин = … — андроген.
  4. … — бронзовая болезнь = тироксин — микседема.
  5. Несахарный диабет — … = кретинизм — щитовидная железа.

Фото для превью из архива редакции, носит иллюстративный характер