При подготовке к ЦТ, ЦЭ на уроках и факультативных занятиях по биологии предлагаю учащимся использовать графический способ подачи информации, учебного материала и знаний — инфографику.
У современных школьников развито клиповое мышление, они воспринимают информацию фрагментарно, случайно, в виде ярких образов. А инфографика представляет собой совокупность слов, предложений, схем, изображений и других элементов, которые связываются в определенную конструкцию. Кроме того, она идеально подходит детям, окруженным гаджетами, мультимедийными технологиями и постоянным потоком информации. Такая конструкция позволяет четко и быстро представить сложный объемный учебный материал в простой, доступной форме.
По различным темам мной создана инфографика и коррелирующие с ней тесты. При выполнении тестов учащиеся используют инфографику по заданной теме, что позволяет качественно и эффективно изучить учебный материал или восполнить пробелы в знаниях.
Например, при изучении основных систематических категорий животных (типов, классов, отрядов) учащимся предлагаю инфографику “Беспозвоночные животные” и тестовые задания к ней. Данная инфографика позволяет установить систематическую группу и соответствующее животное, проследить эволюцию его возникновения.
Задание I. Выберите лишнее из перечня:
1) власоглав, планария, аскарида, острица, нереис, луковая нематода;
2) палоло, дождевой червь, планария, трубочник, пескожил, слизень;
3) краб, скорпион, бражник, дафния, циклоп, лангуст;
4) каракатица, власоглав, беззубка, аурелия, дрейссена;
5) шмель, муха, муравей, оса, слепень.
Задание II. Составьте правильную последовательность, в которой животные расположены в порядке их эволюционного усложнения.
- Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:
а) трубочник; в) перловица;
б) планария; г) лангуст.
- Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:
а) аурелия; в) осьминог;
б) пяденица; г) серпула.
- Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:
а) каракурт; в) бычий цепень;
б) перловица; г) цианея.
- Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:
а) корнерот; в) крестовик;
б) двуустка; г) нереис.
- Расположите животных в правильной эволюционной последовательности:
а) коромысло; в) гидра;
б) рыбья пиявка; г) кальмар.
Задание III. Заполните таблицу со слепыми пятнами, используя слова-подсказки.
- Заполните ячейки:
Плоские черви |
Ресничные черви |
… |
… |
Брюхоногие |
Слизень |
Паукообразные |
… |
Каракурт |
… |
Стрекозы |
… |
Слова-подсказки: лангуст, пауки, насекомые, планария, комар, прямокрылые, моллюски, коромысло.
- Заполните ячейки:
Членистоногие |
… |
Дафния |
Насекомые |
Двукрылые |
… |
Моллюски |
… |
… |
… |
Многощетинковые |
Пескожил |
Слова-подсказки: кальмар, ракообразные, насекомые, кольчатые черви, круглые черви, овод, аскарида, головоногие.
- Заполните ячейки:
Паукообразные |
Клещи |
… |
Насекомые |
… |
Щитник |
Членистоногие |
… |
Щитень |
… |
Ленточные черви |
… |
Слова-подсказки: аурелия, клопы, плоские черви, мучной клещ, мидия, бычий цепень, ракообразные, дождевой червь.
- Заполните ячейки:
Моллюски |
… |
Перловица |
… |
Чешуекрылые |
… |
Кольчатые черви |
… |
Серпула |
… |
Ресничные черви |
Планария |
Слова-подсказки: плоские черви, гидра, дафния, острица, бражник, многощетинковые черви, двустворчатые, насекомые.
- Заполните ячейки:
… |
Клещи |
… |
Насекомые |
… |
Божья коровка |
Моллюски |
Брюхоногие |
… |
Плоские черви |
… |
Печеночный сосальщик |
Слова-подсказки: виноградная улитка, острица, жесткокрылые, сосальщик, паукообразные, перепончатокрылые, муха, иксодовый клещ.
При изучении раздела “Эндокринная система” предлагаю инфографику “Эндокринные железы” и тестовые задания к ней. Данная инфографика позволяет закрепить названия желез и гормонов, изучить заболевания, связанные с недостаточной или избыточной продукцией соответствующих гормонов.
Задание I. Выполните тестовые задания.
- В передней доле гипофиза вырабатывается:
а) окситоцин; в) тироксин;
б) кортизол; г) соматотропин.
- Гипофункция гормонов коры надпочечников является причиной возникновения:
а) микседемы; в) бронзовой болезни;
б) базедовой болезни; г) кретинизма.
- Тироксин синтезируется в:
а) задней доле гипофиза;
б) половых железах;
в) щитовидной железе;
г) поджелудочной железе.
- Глюкагон вырабатывается в:
а) половой железе;
б) поджелудочной железе;
в) передней доле гипофиза;
г) корковом слое надпочечников.
- Кретинизм возникает при:
а) гипофункции гормонов мозгового слоя надпочечников;
б) гиперфункции гормонов поджелудочной железы;
в) гипофункции гормонов щитовидной железы;
г) гиперфункции задней доли гипофиза.
Задание II. Выберите признаки, верные в отношении эндокринной системы человека.
- Выберите правильные утверждения:
а) при избытке тироксина развивается микседема;
б) вазопрессин контролирует образование мочи;
в) гипофункция гормонов мозгового слоя надпочечников является причиной бронзовой болезни;
г) основной мужской половой гормон — тестостерон;
д) окситоцин синтезируется в передней доле гипофиза.
- Выберите правильные утверждения:
а) при гиперфункции гормонов щитовидной железы развивается базедова болезнь;
б) гипофиз состоит из коркового и мозгового вещества;
в) при недостатке тироксина у детей развивается кретинизм;
г) адреналин и норадреналин вырабатываются в корковом слое надпочечников;
д) гипофункция инсулина является причиной возникновения несахарного диабета.
- Выберите правильные утверждения:
а) гипофункция щитовидной железы является причиной появления бронзовой болезни;
б) гиперфункция щитовидной железы является причиной появления базедовой болезни;
в) в задней доле гипофиза вырабатывается вазопрессин и окситоцин;
г) эстроген — мужской половой гормон;
д) в щитовидной железе синтезируется альдостерон и кортизол.
- Выберите правильные утверждения:
а) акромегалия возникает при чрезмерной выработке соматотропина;
б) инсулин вырабатывается в передней доле гипофиза;
в) надпочечники являются железами смешанной секреции;
г) гиперфункция альдостерона является причиной бронзовой болезни;
д) окситоцин контролирует родовую деятельность женщины.
- Выберите правильные утверждения:
а) поджелудочная железа состоит из передней, средней и задней долей;
б) гипофункция вазопрессина приводит к возникновению несахарного диабета;
в) дефицит тироксина приводит к появлению микседемы;
г) кортизол и альдостерон вырабатываются в мозговом слое надпочечников;
д) соматотропин вырабатывается в задней доле гипофиза.
Задание III. Установив логическую связь, вставьте на месте пропусков подходящий элемент.
- Задняя доля гипофиза — вазопрессин = корковое вещество надпочечников — … .
- Инсулин — … = соматотропин — карликовость.
- Щитовидная железа — трийодтиронин = … — андроген.
- … — бронзовая болезнь = тироксин — микседема.
- Несахарный диабет — … = кретинизм — щитовидная железа.
Фото для превью из архива редакции, носит иллюстративный характер