Инклюзия: опыт Октябрьского районного центра творчества детей и молодежи

- 17:30Образование

“Внедрение кластерной модели реализации профессиональных намерений детей с интеллектуальной недостаточностью и их нормотипичных сверстников” — на базе Октябрьского районного центра творчества детей и молодежи Гомельской области уже три года реализуется инновационный проект.

Все это время ведется работа по привлечению детей с интеллектуальной недостаточностью к занятиям в объединениях по интересам вместе с их здоровыми сверстниками. Каждый получает возможность на равных условиях реализовать свои образовательные права, получить необходимые социальные и трудовые навыки.

В центре налажена работа с родителями по привлечению их к сотрудничеству в вопросах профессионального ориентирования учащихся. На наш взгляд, родительское собрание — одна из наиболее успешных форм взаимодействия с законными представителями. Участие в нем полезно для каждого родителя: содержательное наполнение собрания направлено на формирование понимания роли семьи в социализации ребенка, овладение эффективными способами создания благоприятных условий для трудового и профессионального воспитания в семье.

Снимок используется в качестве иллюстрации

Родительское собрание мы начинаем с игры, которая показывает, насколько родители беспокоятся об успешной адаптации своих детей в обществе, о получении ими необходимых трудовых навыков.

Игра для родителей “Поднимите руку те, кто…” проводится для того, чтобы они психологически настроились на совместную работу. Педагог озвучивает высказывания, а родители, которые сталкивались с подобной ситуацией либо согласны с данным утверждением, поднимают руку в знак согласия.

Примеры высказываний:

Поднимите руку те, кто…

  • считает, что выбор профессии имеет огромное значение в жизни каждого человека;
  • знает, что выбор профессии необходимо делать в соответствии с возможностями и интересами подрастающего человека;
  • понимает, что детско-родительские отношения влияют на успешное решение проблемы профессионального самоопределения ребенка;
  • считает, что не только педагоги, но и родители должны систематически обогащать сферу интересов ребенка знаниями о новых профессиях, выявлять способности сына, дочери и создавать условия для их развития.

Используя методику коллективного поиска решений, педагог создает ситуацию, способствующую выявлению проблем и поиску их решений.

Участникам родительского собрания предлагается вслух порассуждать над вопросом, каким образом родители могут оказать положительное влияние на профессиональный выбор ребенка.

После обсуждения внесенных идей и предложений под руководством педагога участники приходят к выводу, что на профессиональное самоопределение ребенка влияют разные факторы, при условии согласованных действий педагогов и родителей, но именно позиция родителей зачастую оказывается решающей.

Также делается акцент на важности такой задачи, как заинтересовать детей и ознакомить с рядом интересных и при этом доступных рабочих профессий (швея, повар, маляр, штукатур, столяр, плотник, животновод, овощевод и др.).

А чтобы заинтересовать детей, важно проводить профессиональное просвещение в привлекательных для них формах. Это использование информационно-коммуникационных технологий, проведение профессио­нальных проб, профориентационных игр, решение конкретных задач-ситуаций, требующих активного поискового анализа. При этом подходить к работе необходимо в соответствии с принципами доступности и дифференцированности обучения.

Ведущий родительского собрания предлагает родителям разделиться на три группы и поработать с кейсами, разбор и анализ которых позволит глубже разобраться в обозначенной теме, а именно на конкретных примерах овладеть некоторыми эффективными способами создания благоприятных условий для трудового и профессионального воспитания ребенка в семье.

Каждый кейс содержит четыре задания, включающих конкретные примеры, описание практических ситуаций, выполнение интерактивного и творческого задания.

Педагог комментирует, разъясняет каждое задание и определяет временной интервал его выполнения. Затем каждая группа обсуждает имеющуюся информацию и презентует свое решение.

Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним, желание сделать их счастливыми, независимо от того, имеются ли у них трудности в обучении. Важно, чтобы дети адаптировались в обществе, освоили социальные роли, получили необходимые трудовые навыки, научились адекватно оценивать свои возможности.

Оказать детям помощь в правильном выборе профессии возможно, если каждый из нас подойдет к решению данного вопроса максимально ответственно. В наших силах помочь ребенку получить полную информацию о себе, о своих склонностях, которые мы обозначили как “хочу”, о способностях — “могу”, о реальном спросе на выбранную специальность и возможности трудоустройства — “надо”. Если проведена хорошая подготовительная работа, то вероятность совмещения всех трех компонентов — “хочу”, “могу” и “надо” — будет высокой.

Елена ДЕНИСОВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной (методической) работе
Октябрьского районного центра творчества детей и молодежи Гомельской области