Ирина Старовойтова: педагог формирует личность ребенка, а значит, его будущее

- 10:10Компетентно, Образование

С председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ириной Старовойтовой говорим о работе профильной комиссии, расставляем акценты в образовательном процессе и обсуждаем будущее аттестации школьников.

Услышать мнение учителей

— Ирина Анатольевна, и в недавней должности первого заместителя министра образования страны, и сейчас, будучи руководителем профильной комиссии Совета Республики, вы были и остаетесь частым гостем в учреждениях образования. Какие акценты расставляете в беседах с педагогами? 

— Мне посчастливилось в жизни, потому что прошла практически все ступени в системе образования: учитель в школе, педагог в педагогическом колледже, университете, преподаватель в системе дополнительного образования взрослых, заведующий кафедрой, руководитель учреждения дополнительного образования взрослых, первый заместитель министра. И сейчас, работая сенатором, оцениваю вопросы, перспективы развития системы образования с точки зрения уже имеющегося опыта.

Обсуждаемые вопросы различны, и очень важно знать и чувствовать ритм школьной жизни, проблемы, с которыми сталкивается учитель, видение педагогов по совершенствованию образовательного процесса. Самым обсуждаемым вопросом в этом году стали результаты централизованного экзамена и предложения по его совершенствованию. Большая часть учителей поддержала такую форму аттестации, вместе с тем высказывались и проблемные вопросы — необходимость повышения сложности тестов, система оценивания, сложность ранней профориентации и другие. Для меня важно было услышать мнение учителей о том, как тестовая форма аттестации школьников будет способствовать качеству образования. Ведь тест определяет объем имеющихся знаний, но при этом ученик должен получить речевые компетенции, умения анализировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.

В кратчайшие сроки мы определимся с дальнейшей аттестацией школьников, с учетом мнения учителей, родителей, учеников. Решения должны способствовать обеспечению в учреждениях высокого качества образования.

— Вы стали участником двух знаковых событий накануне нового учебного года — совещания у главы государства и заседания нового состава общественно-консультативного совета по вопросам образования. Какие из озвученных там вопросов, проблем считаете наиболее важными?   

— Президент Беларуси неоднократно отмечал, что сфера образования является важнейшей, стратегической отраслью нашей страны… В системе образования не только обучают квалифицированных специа­листов, а прежде всего воспитывают граждан своей страны и формируют интеллектуальную элиту общества.

Подготовка учреждений образования к новому учебному году, решение вопросов питания, подвоза школьников, обеспечение качественными учебными пособиями, безопасное пребывание детей, особое внимание к детям-сиротам. Позиция Александра Григорьевича Лукашенко принципиальна — все названные проблемные вопросы должны быть решены. Для того чтобы впоследствии они не возникали, важно обеспечить порядок, дисциплину, ответственное отношение к работе на местах. Поэтому каждый работающий в системе образования должен быть требователен к себе, справедлив к окружающим, профес­сионален.

Что касается работы общественно-консультативного совета, то очень важно, чтобы на его заседаниях обсуждались злободневные вопросы, не замалчивались существующие проблемы и звучали перспективы развития системы образования. Здесь нельзя допускать формальных отчетов. Уверена, так и будет, тем более что возглавил совет И.В.Карпенко, обладающий серьезным опытом работы в качестве министра образования.

Образование включает в себя три составляющие: воспитание, обучение, развитие. При этом неизменно первоочередной задачей является воспитание. Учитель воспитывает средствами урока, внеурочной и внешкольной деятельностью, через формирование школьного коллектива. Задача системы образования — воспитать личность, гражданина, патриота, труженика и семьянина. Учащиеся должны знать историю своей страны, родного края, тогда мы сможем сформировать личность, любящую свою землю, понимающую ценность достижений и побед предыдущих поколений и важность сохранения своей страны для будущих поколений. Каждый урок, независимо от предмета изучения — от русского, белорусского языка и литературы до математики и физики, имеет мощный воспитывающий потенциал, поэтому так много зависит от работы учителя, мотивации ученика в получении знаний, заинтересованности родителей.

В преданности профессии

— Какие из мероприятий ближайшего времени возглавляемой вами комиссии имеют непосредственное отношение к образовательной отрасли? Инициативы с мест приветствуете?   

— Вслед за принятием Кодекса об образовании для создания единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений внесены изменения в 16 законов и 2 кодекса. В ряд законов дополнения и изменения внесены в целях обеспечения согласованности их с иными законодательными актами Республики Беларусь (положениями Конституции Республики Беларусь, Избирательного кодекса Республики Беларусь, законов “Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности”, “О лицензировании”, “Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь” и др.).

Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь одоб­рен ряд важнейших законов страны, подготовленных к рассмотрению нашей комиссией. Так, Закон Респуб­лики Беларусь “Об изменении Закона Республики Беларусь “Об основах государственной молодежной политики” разработан в целях оказания поддержки инициатив молодежных общественных организаций и (или) инициативных групп молодых граждан — мероприятий, молодежных проектов, направленных на реализацию государственной молодежной политики. В законе предусматривается расширение полномочий Министерства образования в сфере государственной молодежной политики в части реализации отдельных направлений государственной молодежной политики; закрепление нового направления государственной молодежной политики — «государственная поддержка молодежных инициатив»; расширение подходов к оказанию поддержки молодежных общественных организаций и др.

В законотворческой деятельности важно понимать, как будет в дальнейшем работать та или иная норма, какова ее практика применения. Поэтому посещение учреждений, организаций, диа­логовые площадки, рабочие встречи в комплексной работе по мониторингу законодательных актов и подготовке изменений и дополнений являются важнейшей работой сенатора.

— Ирина Анатольевна, что пожелаете коллегам в начинающемся учебном году?

— Уважаемые, дорогие наши учителя!

Вы подготовили классы, учебные материалы и вот-вот в двери школы войдут ваши ученики. Они разные — обладающие интеллектуальными и творческими способностями, гуманитарии или увлекающиеся техническим направлением деятельности, но к каж­дому вы обязательно найдете свой подход. И наверняка, пусть и не сразу, они осознают свои приоритеты, о которых говорили им вы, их учитель.

Педагогическая профессия сложна и ответственна. Вы формируете личность ребенка, а значит, его будущее. От вашей работы зависит становление граждан нашей страны, патриотов и тружеников, а значит — будущее нашей страны и в ваших руках.

Пусть в новом учебном году будут реализованы все профессиональные задачи, которые вы ставите перед собой. Пусть каждый новый урок, занятие, мероприятие приносят вам положительные эмоции, потому что преодолены все сложности педагогического процесса и достигнуты планируемые результаты — потому что каждый ваш ученик, воспитанник повысил уровень своих учебных достижений, сделал благодаря вам еще один шаг к своему успешному будущему. Спасибо вам за вашу преданность профессии, любовь к детям, стремление к развитию, совершенствованию, достижению высоких результатов! С началом нового учебного года!

Екатерина ДУБИНСКАЯ