Интерес современных учащихся к изучению художественной литературы неуклонно снижается, а преподавание русской литературы сталкивается с рядом противоречий. Развитие интернета негативно влияет на мотивацию к учебной деятельности. В такой ситуации на помощь приходит метод кроссенса.
Его использование повышает качество знаний, развивает критическое мышление, навыки художественного анализа текста и его идейно-композиционного построения, а также улучшает общую речевую культуру. Кроссенс построен на взаимодействии учащихся и педагога и носит развивающий характер, направленный на развитие самостоятельности.
Кроссенс — это загадка, головоломка, ребус… Именно в этом качестве он и интересен. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое из них связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача — объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям, исходя из алгоритма: определить тематику, общую идею; выделить 8—9 элементов, имеющих отношение к теме; сконцентрировать смысл в одном элементе (центр); выделить отличительные черты каждого элемента; подобрать изображения, иллюстрирующие элементы; заменить прямые образы символическими; построить ассоциативную связь между образами.
Разгадывая кроссенс, нужно читать его слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1—2, 2—3, 3—6, 6—9, 9—8, 8—7, 7—4, 4—5. Получается цепочка, завернутая улиткой. Начинать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими.
При обучении русской литературе в 5—7 классах знакомлю с сущностью кроссенса и техникой его прочтения. Для того чтобы учащиеся включились в учебную деятельность, необходимо создать проблемную ситуацию, позволяющую им сформулировать тему для изучения кроссенса, предоставить возможность самостоятельно или в группе рассмотреть головоломку и представить свое видение связей между картинками.
Изучая творчество А.П.Чехова в 6 классе, дети знакомятся с интересными фактами из жизни писателя. Эту работу провожу с помощью картинок-загадок, по которым ребятам нужно определить, какое отношение они имеют к личности автора. Таким образом готовлю ребят к будущей работе с кроссенсами и определяю уровень знаний шестиклассников. Так, предлагаю рассмотреть табло с 5 картинками: сирень, медицинские инструменты, рюкзак с чемоданами, Чайковский, деньги. В ходе беседы определяю заинтересованность личностью писателя.
1) Сирень (свободное время Чехов проводил в саду, успел посадить 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени). “Мне кажется, если бы не литература, мог бы быть садовником”, — говорил писатель.
2) Медицинские инструменты (Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, всю жизнь проработал земским врачом).
3) Рюкзак (путешествовал по Западной Европе, побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Монте-Карло и Париже, совершил восхождение на Везувий).
4) Чайковский (Чехов не раз признавался, что очень любит музыку Чайковского). “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца этого дома, где живет Чайковский”, — писал Чехов, посвятивший композитору сборник рассказов “Хмурые люди”.
5) Деньги (всю жизнь Чехов занимался благотворительностью). “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные”, — писал автор в рассказе “Крыжовник”. Он занимался сбором средств для нуждающихся, строительством школ, общественной деятельностью.
Подобная работа позволяет увлечь жизнью и творчеством не только Чехова, развивает умение мыслить и делать выводы, сопоставлять, рассуждать и высказывать свою точку зрения.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое из них связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача — объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Изучая рассказ “Тонкий и толстый”, осуждающий чинопочитание, угодничество и раболепство, предлагаю рассмотреть два кроссенса (“Толстый” и “Тонкий”) и определить, какой из них помогает раскрыть образы главных героев. В ходе групповой или парной работы шестиклассники определяются с их содержанием. Практика показывает, что они легко определяют в кроссенсе “Толстый” именно этого персонажа (ключевые подсказки — картинки ярких губ, похожих на вишни, вина (“хереса”), одеколона (“флердоранж”), папиросы и двух звезд. В кроссенсе “Тонкий” ребята отмечают картинки с чемоданами, которыми был навьючен тонкий при выходе из вагона на железнодорожной станции, его худенькой женой, сыном-гимназистом и портсигаром, изготовленным из дерева и продаваемым по рублю. Больше трудностей возникает при определении картинки, на которой изображен мелкий чиновник — столоначальник. В этой ситуации прихожу на помощь.
Все отмеченные шестиклассниками картинки (алые губы, “херес”, “флердоранж”, две звезды, папироса, чемоданы, портсигар) выступают в качестве художественных деталей. Даю определение художественной детали — выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Познакомившись с главными персонажами, ребята по цепочке, детально воссоздают сюжетную канву произведения. Так продолжается работа по формированию умения строить логические цепочки, определять причинно-следственные связи и выражать мысли, используя наглядный материал. Поскольку программой предусмотрено углубление знаний шестиклассников о сюжете, предлагаю вместе создать сюжетный план, используя в качестве двигателей действия художественные детали:
1) экспозиция (первый абзац) представляет собой своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем описания друзей детства построены по одной схеме (запах, пища: губы, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни, у толстого, от него пахло хересом и флердоранжем, а от тонкого пахло ветчиной и кофейной гущей, он весь был навьючен чемоданами), жена и сын тонкого очень похожи на него самого (жена — “худенькая женщина с длинным подбородком”, сын — “высокий гимназист”). В экспозиции отмечено и место действия рассказа — вокзал Николаевской железной дороги;
2) развитие действия (восторг приятелей от встречи друг с другом и совместные воспоминания о школьных днях);
3) завязка (диалог между толстым и тонким). Отмечаю, что без диалога не было бы действия и причины для данного повествования;
4) кульминация (толстый сообщает о служебных успехах);
5) развязка (неожиданно сменившееся поведение Порфирия, его подобострастничество и стиль общения).
В ходе сюжетного анализа концентрирую внимание на картинке с папиросой. Эта художественная деталь помогает читателям вернуться в детские годы героев, когда их называли Геростратом и Эфиальтом. Герострат — житель древнегреческого города, который уничтожил огнем одно из чудес света. Эфиальт — предатель спартанцев в битве при Фермопилах. Папироса — предмет, с помощью которого толстый, которого называли Геростратом, прожег казенную книжку. Вводя этот исторический комментарий и акцентируя внимание на картинке с папиросой, шестиклассники отмечают, что уже с детства наметилось превосходство толстого над тонким.
Глядя на картинки с вином, одеколоном, двумя звездами, чемоданами, столоначальником и портсигаром, учащиеся определяют социальное положение приятелей детства: толстый дослужился до высокого чина тайного советника (в военном звании — генерал), а тонкий всего лишь коллежский асессор (чин соответствует капитану в пехоте). Заостряю внимание и на цветовой гамме кроссенсов: в кроссенсе “Толстый” преобладает яркая, красочная палитра, а в кроссенсе “Тонкий” — серая, тусклая, как и жизнь главных персонажей.
Вывод: контраст, на котором строится рассказ, и кроссенсы помогают условно обозначить общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни — делить людей на высших и низших. А “толстые” привыкли жить просто и легко, ярко и красочно, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей.
Чехов подчеркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе. Именно служебная иерархия сделала тонкого морально нездоровым человеком, и он так же воспитал своего ребенка и привил супруге раболепские взгляды.
Основная мысль — вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Тема урока раскрыта. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение — это основа личности. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой — маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. В рассказе мы видим мир “тонких”, мир рабской психологии, который беспощадно и правдиво разоблачает писатель. Мир, в котором человек добровольно теряет собственное достоинство и свою личность. В беседе определяем целесообразность названия рассказа: толстый, а лишь потом тонкий.
Ольга БУРАК,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 20 имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева Бреста