Используем приемы визуализации на уроках: опыт педагога

- 17:40Образование

Визуализация учебной информации — одна из эффективных технологий активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющая ускорить восприятие, осмысление, обобщение и обработку материала.

 

В своей работе часто использую наглядный способ подачи информации, поскольку различные средства и приемы визуализации делают урок более информативным и эффективным. Отдаю предпочтение как традиционным способам визуализации (опорным схемам, таблицам, презентациям), так и новым: мнемокартам, виртуальной библиотеке, плейкасту, облаку слов, таймлайну, интерактивным заданиям и др.

В условиях информатизации общества снижается интерес к чтению. Чтобы литературное чтение стало интересным и вызывало позитивные эмоциональные переживания у младших школьников, необходимо обучать их с помощью новых активных дидактических инструментов, в том числе приемов визуализации. Расскажу о некоторых из них на примере урока литературного чтения в 4 классе, где изучается рассказ Э.Шим “Снег и Кисличка” (первый урок).

Для положительной познавательной деятельности учащихся использую интерактивную доску, обеспечивающую наглядность и повышающую объем выполненной работы. Доску можно использовать для демонстрации предметных картинок, портретов и иллюстраций, оформления и правки творческих материалов, а также для групповой работы на разных этапах урока.

При проверке домашнего задания для лучшего понимания усвоения учащимися содержания знакомого текста предлагаю заполнить карты с заданиями, где ребята выбирают правильный вариант ответа из предложенных. Такое задание позволяет проверить усвоение содержания текста всеми учащимися и не занимает много времени.

На начальном этапе урока при изучении нового раздела “Мы в ответе за тех, кого приручили” использую прием “Облако слов” (собрать выражение из рассыпанных слов). Собрав выражение, ребята объясняют его значение.

На этапе речевой разминки с помощью мнемокарт отрабатываю произношение составленной фразы с разнай интонацией: быстро, как обычно, медленно, громко и т.д.

При знакомстве с биографией Э.Шима применяю такой прием визуализации, как “Таймлайн”, или “Лента времени”. Таймлайн — временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

После знакомства с биографией автора учащиеся переносятся в “виртуальную библиотеку”, где знакомятся с выставкой книг Э.Шима для внеклассного чтения.

Словарная работа над произведением включает работу с толковым словарем С.И.Ожегова, упражнения на интерактивной доске “Найди соответствие” и “Соотнеси лексическое значение”, отработку правильной постановки ударения в незнакомых словах (топЯщаяся (печка), босЫе (ноги).

 

Слово (словосочетание)

озимые хлеба

курился (пар, дым)

восьмушка

вольготнее

зябнуть

благодать

 

 

Лексическое значение

поднимался легкой дымкой

свободнее, привольнее

испытывать ощущение холода

благополучие, покой

восьмая часть чего-либо

хлеба, которые сеют осенью

Познакомиться с главным героем произведения Кисличкой ребята могут вживую во время демонстрации комнатного растения. На слайде для сравнения показываю это растение в дикой природе.

С первой главой произведения дети знакомятся с помощью аудиозаписи, следят за текстом по учебнику, отвечают на вопросы учителя, находя подтверждение своим ответам в тексте. При определении эмоционального состояния главных героев активно использую интеллект-карты, в которых тесно переплетаются литературное чтение и русский язык (дети подбирают глаголы, чтобы передать состояние и чувства героев в ожидании снега).

На стадии осмысления прочитанного и проверки знаний одной из следующих глав произведения использую прием “Верные и неверные утверждения” (“Верю — не верю”). На интерактивной доске представлены картинки: клест, подорожник, оляпка, земляника, одуванчики, заяц, манжетка. Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек: да, согласен — зеленый цвет карточки; нет, не согласен — красный цвет карточки.

  1. Верите ли вы, что подорожник лечит людей? (Зеленая.)
  2. Одуванчики предсказывают снег? (Красная.)
  3. Земляника “может ходить”? (Зеленая.)
  4. Манжетка позволяет напоить птиц? (Зеленая.)
  5. Клесты выводят птенцов летом, в знойную жару? (Красная.)
  6. Водяной воробей оляпка купается в проруби? (Зеленая.)
  7. Заяц спит с закрытыми глазами? (Красная.)

Особое внимание уделяю здоровьесбережению. Подвижные физкультминутки также можно визуализировать. Наглядные карточки с имитацией движений отображают алгоритм выполнения упражнений, которые детям необходимо повторить в точности.

Перечисленные приемы визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, повторении, закреплении или систематизации полученных знаний, проверке домашних заданий и т.д. Визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах работы. Нестандартно подготовленные задания, чередование видов деятельности и способов подачи информации позволяют активизировать различные каналы восприятия, снижают утомляемость, поддерживают активность класса и интерес детей к предмету.

Инна МОЛОЖАВАЯ,
учитель начальных классов
средней школы № 2 Каменца