Визуализация учебной информации — одна из эффективных технологий активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющая ускорить восприятие, осмысление, обобщение и обработку материала.
В своей работе часто использую наглядный способ подачи информации, поскольку различные средства и приемы визуализации делают урок более информативным и эффективным. Отдаю предпочтение как традиционным способам визуализации (опорным схемам, таблицам, презентациям), так и новым: мнемокартам, виртуальной библиотеке, плейкасту, облаку слов, таймлайну, интерактивным заданиям и др.
В условиях информатизации общества снижается интерес к чтению. Чтобы литературное чтение стало интересным и вызывало позитивные эмоциональные переживания у младших школьников, необходимо обучать их с помощью новых активных дидактических инструментов, в том числе приемов визуализации. Расскажу о некоторых из них на примере урока литературного чтения в 4 классе, где изучается рассказ Э.Шим “Снег и Кисличка” (первый урок).
Для положительной познавательной деятельности учащихся использую интерактивную доску, обеспечивающую наглядность и повышающую объем выполненной работы. Доску можно использовать для демонстрации предметных картинок, портретов и иллюстраций, оформления и правки творческих материалов, а также для групповой работы на разных этапах урока.
При проверке домашнего задания для лучшего понимания усвоения учащимися содержания знакомого текста предлагаю заполнить карты с заданиями, где ребята выбирают правильный вариант ответа из предложенных. Такое задание позволяет проверить усвоение содержания текста всеми учащимися и не занимает много времени.
На начальном этапе урока при изучении нового раздела “Мы в ответе за тех, кого приручили” использую прием “Облако слов” (собрать выражение из рассыпанных слов). Собрав выражение, ребята объясняют его значение.
На этапе речевой разминки с помощью мнемокарт отрабатываю произношение составленной фразы с разнай интонацией: быстро, как обычно, медленно, громко и т.д.
При знакомстве с биографией Э.Шима применяю такой прием визуализации, как “Таймлайн”, или “Лента времени”. Таймлайн — временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.
После знакомства с биографией автора учащиеся переносятся в “виртуальную библиотеку”, где знакомятся с выставкой книг Э.Шима для внеклассного чтения.
Словарная работа над произведением включает работу с толковым словарем С.И.Ожегова, упражнения на интерактивной доске “Найди соответствие” и “Соотнеси лексическое значение”, отработку правильной постановки ударения в незнакомых словах (топЯщаяся (печка), босЫе (ноги).
Слово (словосочетание) |
озимые хлеба |
курился (пар, дым) |
восьмушка |
вольготнее |
зябнуть |
благодать |
Лексическое значение |
поднимался легкой дымкой |
свободнее, привольнее |
испытывать ощущение холода |
благополучие, покой |
восьмая часть чего-либо |
хлеба, которые сеют осенью |
Познакомиться с главным героем произведения Кисличкой ребята могут вживую во время демонстрации комнатного растения. На слайде для сравнения показываю это растение в дикой природе.
С первой главой произведения дети знакомятся с помощью аудиозаписи, следят за текстом по учебнику, отвечают на вопросы учителя, находя подтверждение своим ответам в тексте. При определении эмоционального состояния главных героев активно использую интеллект-карты, в которых тесно переплетаются литературное чтение и русский язык (дети подбирают глаголы, чтобы передать состояние и чувства героев в ожидании снега).
На стадии осмысления прочитанного и проверки знаний одной из следующих глав произведения использую прием “Верные и неверные утверждения” (“Верю — не верю”). На интерактивной доске представлены картинки: клест, подорожник, оляпка, земляника, одуванчики, заяц, манжетка. Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек: да, согласен — зеленый цвет карточки; нет, не согласен — красный цвет карточки.
- Верите ли вы, что подорожник лечит людей? (Зеленая.)
- Одуванчики предсказывают снег? (Красная.)
- Земляника “может ходить”? (Зеленая.)
- Манжетка позволяет напоить птиц? (Зеленая.)
- Клесты выводят птенцов летом, в знойную жару? (Красная.)
- Водяной воробей оляпка купается в проруби? (Зеленая.)
- Заяц спит с закрытыми глазами? (Красная.)
Особое внимание уделяю здоровьесбережению. Подвижные физкультминутки также можно визуализировать. Наглядные карточки с имитацией движений отображают алгоритм выполнения упражнений, которые детям необходимо повторить в точности.
Перечисленные приемы визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, повторении, закреплении или систематизации полученных знаний, проверке домашних заданий и т.д. Визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах работы. Нестандартно подготовленные задания, чередование видов деятельности и способов подачи информации позволяют активизировать различные каналы восприятия, снижают утомляемость, поддерживают активность класса и интерес детей к предмету.
Инна МОЛОЖАВАЯ,
учитель начальных классов
средней школы № 2 Каменца