Не секрет, что старшеклассники испытывают определенные трудности в самостоятельной исследовательской деятельности, к которой, как показывает практика, их нужно готовить заранее. Помимо умений, связанных с художественным восприятием литературных произведений, их анализом и оценкой, учащиеся должны овладеть и исследовательскими умениями, чему способствует частично-поисковый метод обучения.

Планомерную работу в этом направлении начинаю в 5 классе. Так, прежде всего необходимо выбрать тему исследования, грамотно ее сформулировать и обосновать актуальность. На уроках русской литературы в 7—8 классах всегда обсуждаю проблематику произведения и его актуальность: “Назовите проблемы, поднятые автором в произведении”, “Какой персонаж больше всего напоминает нашего современника?”, “В чем привлекательность героя для современного читателя?”, “Как сложилась бы судьба героя произведения, если его переселить в 20-е годы XXI века?”, “Поставьте себя на место составителя программы по русской литературе. Обоснуйте, почему вы посчитали необходимым включить данное произведение в программу?”, “Как объясните тот факт, что сюжет и образы литературного произведения вдохновили многих художников и режиссеров для создания своих произведений?”, “Назовите 5 причин, из-за которых вашему ровеснику необходимо прочесть это произведение” и т.д.
При изучении, анализе или обсуждении каждого произведения особое внимание отвожу смыслу его заглавия. Рассказываю о том, какие варианты заголовка обдумывал автор, работая над произведением, предлагаю придумать альтернативное название и поразмышлять, насколько оно удачно, используя мозговой штурм. Это помогает детям серьезнее относиться к формулировке заголовков своих творческих работ и исследований.
Работая над ними, учащимся необходимо выдвинуть гипотезу. Для формирования и развития данного умения предлагаю школьникам аргументировать выдвинутые мною гипотезы. Например: “Перевод баллады Шиллера “Перчатка” можно считать оригинальным авторским произведением М.Ю.Лермонтова”, “Эпиграфы к главам “Капитанской дочки” — своеобразный конспект повести”, “Мцыри — счастливый человек”, “Итог комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” — разоблачение основ общественной жизни”, “Алеко — романтический герой”, “Счастье Аси и господина Н.Н. было заранее обречено”.
Формулировать цель и задачи работы помогает совместное целеполагание, составление различных планов произведения и будущего сочинения. Для совместного целеполагания использую опорные глаголы, работу над понятием, подводящий диалог и проблемные ситуации.
Систематическое сочетание целеполагания и рефлексии приводит к тому, что большинство учащихся начинают сами успешно формулировать цели при выполнении различных работ.
А вот формулировать задачи исследования и определять последовательность действий при работе над ним помогают задания с различными вопросами, в том числе для “пресс-конференции” с литературным героем, автором, с “маской” и пр. После составления вопросов обсуждаю, на какие из них можем сейчас ответить, на какие можно найти ответ в литературе, а на какие ответ пока не знает никто. Иногда дополнительно провожу конкурс на самый интересный, сложный, важный и оригинальный вопрос. Некоторые из них можно в дальнейшем использовать как темы сообщений или мини-исследований.
Аргументировать и отстаивать свою точку зрения помогают групповые задания, в ходе которых учащиеся подбирают аргументы для противоположных или взаимоисключающих утверждений, а затем в ходе дискуссии защищают свои взгляды. В результате школьники создают устные и письменные тексты-рассуждения, которые хорошо развивают речь. Во время устных выступлений дети приобретают ораторский опыт, а при проверке задания в форме словесного поединка учатся подбирать контраргументы, быстро реагировать на вопросы оппонентов, грамотно вести дискуссию.
Особое значение имеют творческие задания (индивидуальные, групповые, устные, письменные): предложить свой проект памятника литературному герою; сравнить произведение с его экранизацией; предложить альтернативный финал произведения; составить сравнительную характеристику героев; подготовить исторический комментарий к эпизоду произведения; охарактеризовать психологическое состояние героя в данном эпизоде и пр.
Результатом систематического использования заданий проблемно-поискового характера являются успешные самостоятельные учебные исследования школьников.
Марина ГАВРИЛЮК,
учитель русского языка и литературы средней школы № 20
имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева Бреста





