Учитель химии и биологии Людмила Амельченко из Березовичской средней школы Пинского района считает, что современные дети должны успешно применять полученные знания на практике в различных областях деятельности. Решение практических задач не только повышает интерес к предмету, но и помогает социализироваться. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

На уроках биологии педагог предлагает учащимся адаптированные задания, описывающие ситуации из жизни, но требующие необходимых знаний. Тематика вопросов подбирается в соответствии с материалом, изучаемым в конкретном классе. Например, восьмиклассники при изучении класса Насекомые решают задачу: “Во время отдыха на даче Ольга обнаружила на розах мелких членистоногих паразитов, из-за чего цветы стали засыхать и гибнуть. В ближайшем магазине продавались инсектициды против членистоногих вредителей “Актара”, “Искра” и “Фитоверм”. Какой их этих препаратов следует купить Ольге для борьбы с вредителем, поселившемся на розах, и почему?” Для решения задачи школьники определяют вредителя и изучают инсектицидные возможности препаратов в отношении его.
Девятиклассники на примере конкретной ситуации учатся оказывать первую медицинскую помощь и применять лекарственные препараты.
“У младшего брата Лены Димы поднялась температура. Диме 13 лет, у него повышенная чувствительность к парацетамолу. Поскольку родителей дома не было, Лена, зная, что в таких случаях необходимо дать жаропонижающее средство, нашла в домашней аптечке два схожих по способу применения препарата — “АнтиГриппин” и “Ибуфен ультра”. Лена предложила брату выбрать самому лекарство, принять таблетку, а если через час не поможет, принять еще”.
Чтобы решить задачу, школьники внимательно изучают выдержки из листков-вкладышей лекарственных препаратов, особое внимание обращают на их состав, способ употребления, возрастные ограничения по приему и дозировке, а затем отвечают на вопросы: “Правильно ли поступила Лена?”, “Чего не учла девочка?”, “Какой препарат лучше подойдет Диме и почему?”.
Компетентностно-ориентированные задания встречаются в заданиях ЦЭ и ЦТ. Так, педагог предлагает детям изучить диаграмму и выявить общую закономерность в сравнении и распределении животных по группам. В группу А включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группе В (0,5—1 кг) — представители отряда Насекомоядные, а также белка. В группе С (1,1—5 кг) — куница, ондатра, нутрия. В группе D (5,1—15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка. В группе Е (15,1—50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные весят более 250 кг и составляют группу G. Исключение кабан: его масса около 80 кг. Кабана, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51—250 кг, объединили в группу F. Используя эти данные, дети располагают животных в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях): 1) рысь; 2) зебра; 3) ушан; 4) кабан; 5) ондатра.
— Предложенная ситуация выходит за рамки одной образовательной области и требует большого объема необходимых данных наряду с ненужной информацией, — поясняет педагог. — Чтобы дать правильный ответ (2,4,1,5,3), учащимся необходимо знать, как выглядят животные, упомянутые в задаче (естественно-научная грамотность), внимательно прочитать текст (читательская грамотность) и суметь проанализировать диаграмму (математическая грамотность). Компетентностно-ориентированные задания подходят при изучении и закреплении нового материала, для углубления темы, при составлении диагностических и контрольных заданий, в качестве домашнего задания, а также для интегрированных, стимулирующих и факультативных занятий.
Сергей ГРИШКЕВИЧ





