Как победить на республиканской предметной олимпиаде — знает учитель физкультуры Александр Шкоркин

- 14:10Журнал "Спорт time", Образование

Как победить на республиканской предметной олимпиаде — знает учитель физкультуры из Мозыря Александр Шкоркин. Подробности — в материале нашего корреспондента.

Его университеты

В школе в маленькой деревне Гора Краснопольского района, где учился Александр, не было спортзала, поэтому и зимой, и летом во время уроков физкультуры дети занимались на улице.

— Мы все время находились во дворе, — вспоминает он. — Зимой, когда хотели поиграть в футбол, шли на болото и гоняли мяч. Еще очень любили «сражаться» в хоккей, кататься на лыжах. А когда учился в 10 классе, я задумался о том, куда поступать. Вопрос, кем быть, передо мной не стоял — все для себя решил еще в начальной школе. Оставалось лишь выбрать, где получить профессию. С этим тоже определился быстро, не мешкая. Решил отправиться учиться в Могилев, в университет имени А.А.Кулешова.

Чтобы подготовиться к поступлению, молодой человек ездил в вуз на курсы. Плавание, тяжелая атлетика, гимнастика — это лишь часть тех направлений, в которых должен был достойно показать себя абитуриент.

— Для меня все было новым и непривычным, — вспоминает А.Шкоркин. — До того, как прийти в плавательный бассейн, я учился плаванию в деревне на озере. Коня, через которого прыгают на физкультуре, у нас в школе тоже не было. Только благодаря курсам в университете я научился тому, что от меня требовалось при поступлении на специальность «Физическая культура и специальная подготовка».

После завершения учебы и получения диплома молодой специалист приехал по распределению в Краснопольский район, но надолго там не остался: через полгода педагога призвали в армию. После демобилизации сменил место работы.

— Мы с женой (а она мозырянка) приняли решение, что переедем в Мозырь, — продолжает Александр Николаевич. — Там как раз открылась новая школа и набирали молодых учителей. С тех пор, с 2012 года, я и преподаю в ней.

Стремление к идеалу

Работая с детьми, учитель всегда напоминает им, что в спорте без ежедневного труда добиться идеальных результатов не получится.

— Я не люблю проигрывать, но если проигрываю, то стремлюсь к тому, чтобы это было достойно, — признается педагог. — Еще люблю честность во всем. Когда готовимся с учащимися к соревнованиям (неважно, какого уровня), постоянно говорю, что без труда не выловишь рыбку из пруда. Поэтому на подготовку у нас уходит очень много времени.

Благодаря ответственному подходу к делу и достигнутым результатам, Александра Шкоркина заметили не только в городе, но и в области. Перспективного учителя физкультуры средней школы № 16 Мозыря стали приглашать судить соревнования, а также читать лекции и проводить мастер-классы коллегам в Гомельском областном институте развития образования. Педагог говорит, что сначала старшие коллеги скептически отнеслись к тому, что их учит премудростям такой молодой физрук — ему бы самому поучиться. Все изменилось, когда они узнали, что Александр — школьный учитель, который в Гомельской области подготовил больше всех победителей республиканских олимпиад по предмету.

— В нынешнем году мои ученицы привезли два диплома с Республиканской олимпиады по физической культуре, — с гордостью отмечает учитель. — И сегодня в нашей школе 10 дипломов победителей республиканских олимпиад по предметам, из них 5 — по физкультуре. А начиналось все просто. Пять лет назад, когда предмет «Физкультура и здоровье» был включен в систему республиканской олимпиады, возникла необходимость подготовки учащихся. Мы сделали акцент на тех детях, которые физически одарены.

А еще А.Шкоркин стал думать над тем, как сделать работу более результативной. Опираясь на собственный опыт и зная, к чему хочет прийти в итоге, учитель разработал собственную систему подготовки учащихся. Все это легло в основу проекта «Физкультурно-спортивная деятельность по подготовке учащихся к олимпиаде по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» как средство реализации физической одаренности учащихся на второй и третьей ступени общего среднего образования».

Что делает педагог в первую очередь? Конечно же, он отбирает учащихся с акцентом на группу здоровья: в олимпиаде, как и в соревнованиях любого уровня, могут участвовать только дети с основной группой.

— Далее у нас идет физическая, тактико-техническая, теоретическая и психологическая подготовка, — объясняет Александр Шкоркин. — Каждому из этих направлений мы уделяем пристальное внимание. Тем учащимся, кто физически более развит, на уроках даем дополнительные и домашние задания. Кроме этого, работаем с ними и в свободное время.

Домашние задания — это обязательный этап в подготовке детей к олимпиаде по физической культуре, как, впрочем, и по всем общеобразовательным предметам. Но в отношении физкультуры здесь есть свои нюансы: между тренировками нельзя делать больших перерывов — могут упасть результаты. Что касается теоретической подготовки, то для этого педагог разрабатывает тесты и вопросы к ним.

— Я уже разработал 1200 вопросов к тестам, — продолжает педагог. —  В мессенджере Viber есть группа, которую создали педагоги физической культуры Гомельской области. Туда мы сбрасываем все, что наработали. Как итог — все учащиеся области вместе готовятся к олимпиаде. Работает этот механизм так: утром тест размещается на платформе, в течение дня дети должны проработать вопросы, а вечером, когда там же появляются правильные ответы, можно посмотреть свои результаты. Если набрано больше чем 85%, учащиеся получают сертификат о прохождении теста. Если у некоторых не получилось достичь положенной отметки, тест можно решать еще раз.

Хорошая подготовка к олимпиаде — это не только отличные знания в теории. Как отметил А.Шкоркин, постоянные тренировки улучшают результаты будущих спортсменов. И, к слову, в средней школе № 16 Мозыря практике учащихся уделяется много внимания. Благодаря различным направлениям работы и хорошей материально-технической базе, олимпиадники едут на свои первые старты полностью подготовленными.

— Не секрет: хорошая материальная база играет огромную роль в подготовке детей, — отмечает учитель. — У нас есть координационные лестницы, лыжероллерные коньки и много других приспособлений для эффективных тренировок. Кстати, поощрение детей — также один из важных способов мотивации для участия в олимпиадах по физкультуре. Мы всегда в конце учебного года тем учащимся, кто привез дипломы с районных, областных и республиканских состязаний, вручаем сувениры, грамоты и медали. Самый большой подарок — огромный плюшевый медведь. Он давно стал символом школы.

Одним из важных этапов своей педагогической деятельности учитель называет работу с родителями. Александр Шкоркин долго думал, как их привлечь к физкультуре и спорту, ведь сотрудничество с семьей должно быть грамотным и приносить пользу. Идея появилась быстро.

— Уже на протяжении многих лет один раз в месяц родители участвуют в «Семейном олимпе», — делится идеями Александр. — Кроме этого, мамам и папам моих воспитанников нравится ходить в походы. А еще на крупных спортивных площадках города — в бассейне, на легкоатлетической арене — проводим соревнования по различным направлениям.

Олимпиада для малышей

Хороший пример заразителен: недавно два ученика Александра Шкоркина были зачислены в Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина без экзаменов. Еще два выпускника средней школы № 16 тоже хотят стать учителями физкультуры.

— Еще одна моя ученица, победительница Республиканской олимпиады по физкультуре Даша Иваненко, окончила школу с золотой медалью и выбрала для себя БГУИР, — акцентирует внимание на достижениях учеников Александр Шкоркин. — Даша Зданевич тоже принимала участие в республиканской олимпиаде по физической культуре и стала второй. Она мечтала о факультете журналистики БГУ. Это говорит о том, что дети занимались спортом и находили время на подготовку к другим предметам, необходимым при поступлении.

В новом учебном году у учителя ожидается пополнение: он начинает вести уроки в 5 классе и будет готовить маленьких школьников к настоящим взрослым стартам.

— С этими детками уже начали готовиться к малышковым олимпиадам, — подчеркивает преподаватель. — Мы заняли третье место на областных малых олимпийских играх. Кроме этого, представляли Гомельскую область на военно-патриотической игре «Зарничка». С детьми, которые в этом году выпустились из школы, мы были как одна семья. Я им так и говорил, что они — мои дети, моя вторая семья.

Когда Александр Шкоркин шел к своим вторым детям, его родной сын Иван всегда был рядом с папой.

— Несмотря на то что Иван еще совсем маленький и только закончил второй класс, он уже попробовал себя в спорте, — отмечает успехи сына отец. — Он в составе Гомельской области участвовал в соревнованиях «300 талантов для королевы». Кроме этого, в индивидуальных соревнованиях он стал 15-м из 42 участников. Да, мы рассчитывали на более высокий результат, но накануне Иван болел, поэтому немного не дотянул до той планки, которую ставил перед собой. Кроме легкой атлетики, сын ходит заниматься в бассейн.

В этом году Александр Шкоркин стал лауреатом областного этапа республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года». Из-за того, что не вышел в финал, учитель не расстраивается, ведь все победы у него еще впереди. Сегодня своим главным достижением он называет правильно выбранную профессию. 

— Мне предлагали поменять работу, пойти на повышение, — признается Александр Николаевич, — но я отказался, потому что нахожусь на своем месте. Я люблю то, что делаю, и не представляю себя в чем-то другом. У меня замечательные дети и прекрасный коллектив, в котором мы все, глядя друг на друга, растем. Для меня главное — получать удовольствие от работы и быть полезным, нужным. Знаю, что могу дать своим ученикам еще больше, и понимаю, что смогу это сделать, а они будут дарить очередные поводы для гордости.

Наталья САХНО
Фото Олега ИГНАТОВИЧА