Как правильно организовать адаптацию к детскому саду? Поговорили с опытными педагогами и психологами

- 11:00Новости

Как правильно организовать адаптацию к детскому саду? Почему мамина тревога — первый признак неготовности малыша к новому жизненному этапу? И почему успешная адаптация к детскому саду — залог успешного продвижения ребенка по учебной лестнице? Об этом и не только корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с опытными педагогами и психологами детских садов № 131 и 161 Минска.

Начинаем дома

Галина Рыбак, воспитатель ясельной группы, мама двоих детей.

— Как, по-вашему, должна проходить адаптация ребенка к саду и как понять, что ребенок готов к его посещению?

— Адаптация должна начинаться дома: мама в игровой форме объясняет, что такое детский сад, читает, рассказывает ребенку о том, что его там ждет. И вообще все начинается с родителей, которые должны понимать, что ребенку нужно привыкнуть к коллективу, новым незнакомым взрослым в лице воспитателей. Как правило, детям необходимо 2—3 недели, чтобы привыкнуть к режиму, к требованиям. Желательно, чтобы дома этот режим также присутствовал. Что касается готовности к саду, то начинаем с самых простых вещей — желательно, чтобы ребенок самостоятельно ходил в туалет, мог сам одеться, знал, как кушать (и у него широкий диапазон пищевого рациона). Но если этого нет, то родителям в процессе адаптации данным вопросам нужно уделить повышенное внимание, ведь наличие хотя бы одного из навыков формирует зону успеха, малыш чувствует себя увереннее, его есть за что похвалить.

— Что нужно знать воспитателю о ребенке?

Всё! Что любит есть, на что аллергия, в чем и как любит спать, что любит делать, любимые герои, занятия, любимая одежда. Мы должны знать, на что можно переключить ребенка. Я сама мама и могу понять других, их переживания и опасения. Например, с до­черью у меня не было вопросов — ребенку очень понравилась воспитатель, молодая, отзывчивая. Поэтому сад был больше стрессом для меня, так как сложно было принять расставание с ребенком. А сыну при переезде в новый район было сложно адаптироваться в новой группе. 

В сад прыжками

Алина Введенская, педагог-психолог, мама троих детей.

— В каком возрасте лучше начинать адаптацию к детскому саду?

— Из знаний по детскому развитию и из опыта наблюдения за детьми я бы рекомендовала это делать ближе к 3 годам. Во внимание надо принимать индивидуальные особенности ребенка. Кто-то эмоционально устойчив в 2 года и способен длительное время проводить вдали от родителей без значительного стресса, а кому-то и в 3 года рановато.

Хорошо, когда ребенок открыт к новизне во всех сферах, присутствует высокий интерес к общению, он тянется к детям, умеет устанавливать контакты. Важно, чтобы ребенок уже мог сказать о своих нуждах и потребностях. Сложнее детям, которые не разговаривают и не могут попросить о помощи или сказать, что что-то не так.

— Что мешает адаптации со стороны родителей, а что помогает?

Современные родители читают специальную литературу, слушают блогеров-психологов и повышают тревожность. Родители читают какие-то страшные истории про сад, как там всех обижают и какие психологические травмы там могут получить их дети. Часто это так называемое информированное родительство не помогает, а мешает.

Я сама мама, и у меня есть положительный опыт адаптации детей к саду. Бывали разные моменты, и если старшие дети сад сразу восприняли как данность, то с младшей до­черью приходилось креативить. Был период, когда дочь по утрам просыпалась и говорила, что не хочет идти в детский сад, и тогда я предлагала допрыгать до него или идти задом наперед. Дети любят игры, а переключение их внимания снижает тревогу, добавляет позитива, и часто проблема преодолевается неожиданно легко.

Вместо пуговиц и шнурков: одежда ребенка должна быть максимально простой и комфортной для него — без множества пуговиц, замков, ремешков, а обувь лучше на липучках, чем на шнурках.

Правило трех минут: при встрече и расставании быть тотально вовлеченным в процесс общения с ребенком, придумывать свои ритуалы при прощании и встречах.

Просто любить: любите своего ребенка, много обнимайте, выслушивайте.

Папа может…

Галина Рудько, заместитель заведующего по основной деятельности, мама двоих детей.

— Какие бы вы дали советы родителям, чтобы сделать адаптацию более мягкой?

Площадка для адаптации ребенка — семья. Важно, насколько спокоен родитель внутри, есть ли доверие к окружающему миру в лице воспитателя. Дети всегда смотрят, как настроен родитель. Порой адаптировать ребенка к детскому саду лучше папе — приводить и забирать. Мужчины менее эмоцио­нальны и более стабильны.

Еще я бы обратила внимание на то, что летом адаптация проходит легче — дольше световой день, меньше одежды, меньше детей в группах. Не рекомендуется начинать адаптацию в зимнее время года, так как вероятность заболеваний возрастает, и в конце учебного года, когда может произойти смена воспитателей.

Эмоциональный интеллект

Наталья Стельмах, педагог-психолог детского са­да № 161 Минска, руководитель районного методического объеди­нения педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Ленинского района Минска мама двоих детей, бабушка.

— Почему адаптации к детскому саду сегодня уделяется такое большое внимание и на что рекомендуете обратить внимание на начальном этапе адаптации?

С каждым годом этому вопросу отдается все больше внимания. К сожалению, есть негативные примеры, когда мама выходит на работу, а ребенка отдает в сад на весь день. Бывают случаи, когда старший ребенок приходит в группу на адаптацию в 5 лет, но у таких деток нет понятия ни коллектива, ни совместных игр, они как маленькие взрослые — умные, развитые, но обособленные и личностно ориентированные. А перед детским садом необходима хотя бы минимальная социализация, чтобы ребенок имел контакты с детьми. Порой ребенок боится, что до него кто-то дотронется, отберет игрушку, ему не нравится, что кто-то сидит за одним столом, что кого-то нужно взять за руку.

Важно сформировать у ребенка положительный образ детского сада. Ни в коем случае не пугать детским садом, стараться при ребенке не показывать свои переживания. Как только забрали ребенка из сада, нужно акцентировать его внимание на положительных моментах: “С кем ты по­дружился? Что интересного было сегодня? Тебя сегодня хвалили и за что?” Как вариант, похвалить за поделки, предложить сфотографировать и показать папе, бабушке. Такие разговоры и память тренируют, и ребенку интересно поговорить о нем самом.

Вопросы типа “А ты скучал по нам? А тебя обижали? Тебе было плохо?” формируют тревогу, неуверенность. Не нужно при ребенке ругать воспитателя или детей из группы. Вообще необходимо создавать у ребенка ощущение, что в его жизни с появлением сада стало больше интересных событий, появились новые друзья.

В период адаптации к детскому саду все требования к ребенку от значимых взрослых должны совпадать.

— Адаптация к детскому саду и эмоциональный интеллект — как связаны эти понятия и почему ребенку лучше пройти через детский сад?

Начнем с того, что в саду весело, насыщенная и интересная жизнь. И это отличный со­циальный опыт, что способствует развитию эмоционального интеллекта, который, как уже доказано, играет первостепенную роль в достижении успеха. А сколько примеров, когда умный, развитый, подготовленный ребенок, но боится поднять руку или стесняется отвечать у доски — это все про ту самую адаптацию, умение себя подать, быть в социуме. Одно дело дома маме на кухне рассказать стихотворение, другое — на утреннике. Но! На утреннике ребенок должен видеть глаза мамы, а не телефон, его снимающий, да и в других моментах ему нужна поддержка и участие родных. Тогда ребенку везде будет комфортно, он будет чувствовать себя принятым и любимым.

Пройти такой этап, как детский сад, на мой взгляд, очень важно для ребенка. Есть такое понятие в психологии, как дез­адаптация к обучению в школе, и это, как правило, происходит у тех детей, у кого не было положительного опыта посещения детского сада, когда они мало посещали либо вообще не ходили в сад. Иными словами, ребенок не адаптирован к окружающему миру.

Для примера приведу опыт при наборе сотрудников в крупные IT-компании, какие качества приветствуются: умение работать в команде, умение быстро адаптироваться к новым условиям, умение общаться и принимать неординарные решения, умение себя презентовать. Все эти качества нарабатываются с детства, и социализация в дошкольном возрасте этому способствует. Главное — выбрать свой детский сад, своего воспитателя и верить, что совместными усилиями мы поможем ребенку раскрыть его потенциал.

Татьяна ЛОПАТИНА
Фото автора и Олега ИГНАТОВИЧА