Как преодолеть страх воды — уникальная методика руководителя физвоспитания детского сада № 6 Березы Николая Якимука

- 10:05Образование

Какую роль в увлекательной методике обучения плаванию играют видеоролики и экскурсии и как это работает на практике, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказал руководитель физического воспитания детского сада № 6 Березы Николай Якимук.

После окончания Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина по специальности «Преподаватель физической культуры» и службы в армии молодой специалист Николай Якимук в 2010 г. впервые переступил порог дошкольного учреждения.

— Мои подопечные такие маленькие! Поэтому вначале немного волновался. Но их реакция на мое появление была удивительно теплой. Дети встречали меня после занятий на улице, махали руками, улыбались. Некоторые не могли выговорить имя и отчество — звали просто «Николай Николай», — улыбается педагог.

С тех пор он не только ведет физкультуру в зале и на улице, но и обучает дошколят плаванию.

— Годы работы сформировали навык, позволяющий практически мгновенно понять характер каждого ребенка, его особенности, предугадать реакцию. Хотя непредсказуемые дети, конечно, бывают. Но в этом и вызов, — рассуждает собеседник.

Для Николая Николаевича занятие в бассейне не просто часть учебной программы физического воспитания дошколят. Это миссия.

— Когда слышу новости о том, что дети гибнут на воде, слезы наворачиваются. Поэтому очень ответственно и терпеливо подхожу к своей задаче научить ребенка плавать. Бывает, что вначале малыши боятся даже в бассейн заходить. Понимая, что каждому нужно свое время для адаптации, никогда не тороплю. Иногда приходится ждать несколько месяцев, а то и полгода, пока малыш «созреет», — делится педагог.

Чтобы избежать первого негативного опыта общения ребенка с водой, Николай Николаевич разработал свой подход.

— Решил снимать небольшие видеоролики с участием воспитанников старших групп, чтобы потом показывать их младшим. Видя на экране ребят, которые уверенно держатся на воде, смеются и играют, малыши получают мощнейший стимул: «Я тоже так смогу!». Это разрушает психологический барьер еще до первого шага к воде. Дальше — провожу ознакомительные экскурсии в бассейн. Показываю его без воды или с минимальным уровнем. Даю возможность потрогать бортики, посмотреть оборудование, почувствовать атмосферу. И в результате таких нехитрых методов к моменту первого захода в чашу основная масса воспитанников уже морально готова, — рассказывает Н. Якимук.

Занятия строятся от простого к сложному, с акцентом на индивидуальности и игровой форме.

— Прежде чем дети зайдут в бассейн, провожу с ними небольшую разминку, чтобы разогрелись мышцы. Самые маленькие проводят в воде 15 минут, но им этого достаточно. Обязательно нахожусь с ними рядом, всегда в шаговой доступности, никогда не отвлекаюсь, — подчеркивает собеседник.

Для маленьких первооткрывателей водной стихии в арсенале педагога много разных игр. Для воспитанников старших групп в бассейне есть тонущие игрушки. Они помогают детям научиться нырять, чтобы «спасти» погрузившуюся на дно уточку или лягушку. Также в распоряжении ребят нарукавники, ласты и круги. Но особенно им нравится, когда в «гости» заглядывает Солнышко — оно появляется из видеопроектора, который установлен в бассейне.

— Его включает медсестра или помощник воспитателя по моему сигналу. Если ребенок справился с заданием, на стене всходит Солнышко. Увидеть такое изображение после маленького подвига в воде для малыша как орден получить. Такие приятные мелочи вдохновляют детей, отвлекают от страхов и подталкивают к новым достижениям. Есть у нас и Тучка: она появляется, если что-то не получается, воспринимаем это как сигнал, что нужно попробовать еще раз, — объясняет руководитель физвоспитания.

Благодаря такому подходу дети, которые регулярно посещают бассейн, быстро обучаются плавать и нырять. И благодарность со стороны родителей, что теперь ребенок спокойно себя чувствует в аквапарке или на озере (море), — самая лучшая награда для Николая Николаевича. Получение высшей квалификационной категории в этом году — закономерное признание успешного труда педагога, который сумел превратить бассейн детского сада № 6 Березы в пространство, где страх уступает место уверенности, а первые неуклюжие движения в воде — радостному ощущению: «Я могу!».

Марина ЖДАНОВА
Фото из архива учреждения образования