Математику объясняют, обращаясь к глубинам океана, законы физики изучают с помощью насекомых, а искусство постигают в подводных музеях… Учитель истории и обществоведения толочинской средней школы № 3 имени М.Б. Осиповой Ольга Храбрая рассказала корреспонденту «Настаўніцкай газеты» об уникальном проекте «Мастерская целого дня».

Уроки без скуки
— Ольга Анатольевна, что такое «Мастерская целого дня»? Как и когда она появилась в школе?
— Представьте себе обычный школьный день, все уроки которого объединены одной темой, например «Космос», «Подводный мир», «Драгоценные камни» или «Великая Отечественная война». Проекту уже больше 15 лет. Он появился, когда наше учреждение имело статус гимназии. Идея мастерской принадлежит питерской школе № 365. Наши учителя-первопроходцы налаживали связь с педагогами учебного заведения из Санкт-Петербурга, создавали свои первые уроки — так рождалась команда единомышленников «Ассоциация нескучных учителей». Когда я пришла работать в школу в 2013 г., буквально влюбилась в «Мастерскую целого дня». Сначала наблюдала, как проводят занятия другие, затем сама стала активным участником как учитель истории. На данный момент являюсь руководителем творческой группы «Ассоциация нескучных учителей».
— Как проходит подготовка к проведению такого тематического дня?
— Начинается всё ближе к концу первой четверти. Проводим анкетирование в классах, чтобы узнать тему, которая интересна учащимся. За эти годы их было много самых разных: «Подводный мир», «Драгоценные камни», «Древние города», «Мифология», «Космос»… Потом собирается творческая группа. Обязательные ее участники — учителя математики, русского и белорусского языков. Плюс учителя биологии, химии, физики, истории, искусства, географии — в зависимости от темы. Иногда включаем даже физкультуру или медицинскую подготовку. Например, лейтмотивом одной из мастерских стала Великая Отечественная война, медработник учила детей обрабатывать раны и накладывать повязки — ребята старались хорошо усвоить навык!

Каждый педагог отвечает за свой блок. Моя роль как руководителя — проанализировать, привести всё в единое целое, сделать общий раздаточный материал. Обычно на подготовку уходит две недели. В день проведения мастерской дети находятся в одном классе, учителя приходят к ним. После каждого урока ребята заполняют рефлексивные листы: что понравилось, что запомнилось. А в конце дня — итоговая рефлексия. Это бесценная обратная связь!
— Какая задача стоит перед учителем-участником проекта?
— Он должен придумать, как объединить свой программный материал с общей темой «Мастерской целого дня». Уйти от банальности, шаблонов, дать то, что ученики вряд ли найдут сами, и главное — замотивировать их, показать, что учеба — это интересно.
— Почему фокус на 4-х классах?
— Нам важен момент преемственности. Четвероклассники знакомятся с учителями, которые будут вести у них уроки в среднем и старшем звене. Школьники видят их в необычном, творческом формате. Это снимает значительную долю тревожности при адаптации. Педагоги тоже присматриваются к будущим ученикам, узнают их интересы.
— Какой была тема в нынешнем году?
— Дети выбрали «Космос». На первом уроке белорусского языка учащиеся знакомились с космосом сквозь призму темы «Тры скланенні назоўнікаў» на примере слова «бязважкасць». В процессе закрепления материала ребята узнали о первом белорусском космонавте П.И. Климуке. Итогом занятия стала постановка проблемы: «Есть ли невесомость на Земле?». Найти ее решение ученики смогли на уроке физики с помощью опытов. Простой воздушный шарик помог продемонстрировать процесс запуска ракеты, а коктейльная трубочка превратилась в стартовую площадку для самодельной бумажной ракеты. На уроке биологии учащихся ждало еще одно открытие — они рассматривали в микроскоп клетки растений, животных и человека. Узнали, какой путь был пройден от запуска в космос простейших организмов и цветов до первого полета человека. Учитель математики ознакомил школьников с планетами Солнечной системы и их особенностями в процессе изучения темы «Задачи на встречное движение». Дальнейшее знакомство с космосом, Вселенной, звездами происходило на астрономии во время командной игры «Виртуальное космическое путешествие».
— Поделитесь своим опытом участия.
— Я проводила урок истории в четвертых классах по теме «Мифология». Мы исследовали мифы о сотворении мира из разных культур — от славянской до ведической. Дети сравнивали, как представляли себе мир древние греки, египтяне, индусы. Самым неожиданным для них стало то, что в некоторых мифах мир появился из… зевка божества!
Хорошая мастерская получилась по теме «Драгоценные камни», тоже в четвертых классах. На русской литературе ребятам рассказывали о произведениях, в названиях которых присутствуют драгоценные камни, на уроке языка разбирали по составу предложения из этих произведений. На истории я ознакомила детей с Янтарной палатой, скипетром, шапкой Мономаха. Подробно описала им крест Евфросинии Полоцкой. После этого раздала каждому учащемуся пять картинок с изображением реликвии, нужно было найти среди них фото подлинного креста.
— Почему, на ваш взгляд, другие школы не подхватывают идею?
— Точно не скажу. Отмечу только, что проект трудоемкий, требует огромной самоотдачи, творческого подхода и времени от педагогов. Не все, наверное, готовы выйти за рамки привычного конспекта. И основные уроки никто ведь не отменял. Но оно того стоит. Видеть горящие глаза детей — лучшая награда. Мы не прячем информацию. Все отчеты, фото выкладываем на сайт школы. Предлагали проводить мастер-классы для других учреждений образования, но пока желающих повторить именно формат «Мастерской целого дня» системно нет.
От морских глубин до космических высот
Татьяна Манько, учитель математики:
— Я имею опыт участия уже в четырех «Мастерских целого дня». Признаюсь, проводить их для четвертых классов — одно удовольствие. Например, когда разговаривали о космосе, дети в тот момент проходили по математике тему «Движение». Я распечатала ракету, и мы «летали» с планеты на планету: находили расстояния, скорости, время в пути — всё на реальных цифрах космоса. Дети были в восторге!
А вот в 8-м классе — всё гораздо сложнее. Тема мастерской — «Подводный мир», а по учебной программе «Квадратичная функция». Первые дни я была в трансе: «Как это объединить?!». Муж подсказал: график параболы похож на впадину. И процесс пошел! (Улыбается.) На уроке ученики построили графики. Спросила: «Посмотрите на ваши рисунки. Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?» Они хором: «О впадинах!». Взяла самые глубокие океанские впадины, рассказала кратко о каждой. Составила уравнения, где корни или сумма корней давали глубину, придумала задачи на погружение батискафа. Было сложно, но дети ушли с горящими глазами, а я сама узнала много нового!
На мой взгляд, мастерская — это настоящий творческий вызов в нашей работе! Две недели подготовки — как глоток свежего воздуха. Да, времени в обрез, да, приходится выкладываться, но видеть, как на твоем необычном уроке загорается интерес, — бесценно.
Медузы — предшественники подлодок и насекомые-барометры
Наталья Курчева, учитель физики:
— Мастерская — та еще задача со звездочкой. (Улыбается.) Вот тема «Насекомые» у четвертого класса. Мой урок был после биологии, на котором учитель уже познакомила детей с этим удивительным миром. Я подготовила ребятам загадки, ответы на которые помогали наглядно и доступно объяснить учащимся законы физики: как сила трения помогает мухе сидеть на потолке, как рождается звук на примере жужжания комара.
Открытием для них стал тот факт, что именно насекомые раньше всех предсказывают дождь, а не ласточки, летающие низко над землей. Птицы вынуждены так поступать, потому что насекомые перед дождем спускаются ниже к земле, так как капельки быстро приближающегося дождя оседают на крыльях и утяжеляют их. Рассказала, как по стрекотанию кузнечика можно определить температуру воздуха.
Больше всего дети любят, конечно, эксперименты. Так, на уроке про космос с четвероклассниками мы запускали «ракеты» из трубочек. Но главное — они потом сами объясняли принцип реактивного движения.
В старших классах материал по физике сложный, приходится постараться, чтобы связать его с темой мастерской и удивить восьмиклассников. Изучая «Подводный мир», слушали пение китов как пример распространения звуковой волны под водой, разбирались, почему каракатицы и медузы вдохновили человека на создание подводной лодки.
Учащимся такие уроки очень нравятся, они ждут их с нетерпением. И проходят занятия всегда весело и креативно. Уверена, они останутся в памяти ребят надолго. И это оправдывает все сложности подготовки.
Партизанская Мадонна и Алиса под водой

Светлана Пещур, учитель предмета «Искусство»:
— Я принимала участие в двух мастерских. Темой первой была «Великая Отечественная война». В начале урока мы ознакомились с картинами белорусского художника Михаила Савицкого. Распечатывала их в большом формате, чтобы были видны детали. Рассказала детям, что символизируют полотна, какие чувства и эмоции вдохновили художника на их создание. Сообщила о том, что автор сам прошел через концлагерь. Честно, даже не ожидала, что они так внимательно будут слушать, участвовать в обсуждении. Далее ознакомила их с белорусскими памятниками, посвященными войне. Для ребят стало открытием, что Курган Славы создавался всей страной. Не обошли вниманием и менее известные монументы, и скульптурные комплексы. Послушали песни военных лет. Ученики удивились, узнав, что песня «Вставай, страна огромная» является гимном Великой Отечественной войны. Когда рассматривали картину, где изображены красноармейцы во время отдыха, поинтересовалась, какими музыкальными инструментами пользовались солдаты? Тогда ведь не было мобильных телефонов с интернетом и наушниками, нужно было самим петь, играть, чтобы отвлекаться. Дети не растерялись, назвали губную гармошку, гитару, балалайку. В конце урока все вместе делали большую открытку ко Дню Победы. Получился насыщенный и продуктивный урок.
Вторая тема — «Подводный мир» у четвертых классов. Что я придумала благодаря надежному помощнику интернету? Во-первых, сделала презентацию картин, посвященных этой теме, которые были написаны белорусскими художниками. Заранее подготовила для каждого ребенка мозаику одного из этих полотен. Учащиеся увлеченно их собирали во время урока и оставили себе на память. А потом мы погрузились в мир подводных музеев. Их, оказывается, очень много, и каждый уникален и неповторим: подводный музей скульптур в Мексике, военной техники в Крыму, музей затонувших кораблей… Далее ознакомила ребят с изумительными работами фотохудожника Елены Калис, которая создала серию фотографий «Алиса в Подводной стране» с участием своей дочери. Они повторяют сюжет произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Послушали пение дельфинов, китов, звук подводной лодки. Включила ребятам музыкальное произведение «Подводный мир», и они рисовали подводное царство.
Не передать словами, сколько эмоций вызывают такие уроки у детей. Мне и самой очень интересно. Хочется показать учащимся, сколько всего увлекательного в этом мире, а сколько еще предстоит им открыть!
Марина ЖДАНОВА
Фото предоставлены учреждением образования





