Педагогический опыт: формируем функциональную грамотность учащихся

- 11:04Образование

Школа сегодня призвана готовить учащихся к реальной жизни. И хоть изучение содержания школьных предметов остается важным, главная задача учащихся в современных условиях — научиться использовать знания и мыслить критически.

Поэтому обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники стали функционально грамотными, могли самостоятельно ставить и достигать цели, умело и гибко реагировать на различные жизненные ситуации. Функциональная грамотность способствует продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга и т.д. На сегодняшний день функциональная грамотность — это основной современный показатель качества образования, который рассматривается как один из главных образовательных результатов.

Как в басне И.А.Крылова “Мартышка и очки” Мартышка, раздобывшая себе очки, не знала, как правильно применить их для коррекции зрения, так и в школе учащиеся получают массу знаний по различным предметам, но не всегда видят их применение в реальной жизни. В современной школе основополагающим для учителя становится не передача готовых знаний по предмету, а в большей степени обучение использовать полученные навыки в различных сферах человеческой деятельности.

Анкетирование учащихся 10—11-х классов нашей школы показало, что большинство из них знает, кто такой функционально грамотный человек, и половина респондентов считает себя таковыми. Учащиеся с уверенностью утверждают, что функционально грамотный человек может стать успешным в любой сфере деятельности. Проведенное анкетирование свидетельствует о том, что большинство старшеклассников может проанализировать текст, выделить главное, распланировать поездку из пункта А в пункт Б по времени и расстоянию. При этом многие отмечают, что им трудно бывает объяснять происходящие вокруг химические, физические или биологические явления, планировать расход карманных денег.

Большинство анкетируемых педагогов нашей школы отмечает, что современному человеку не нужны энциклопедические знания без умения применять их в повседневной жизни. Они согласны, что для развития креативного мышления необходимо использовать нестандартные задания, и готовы их применять в урочной
и внеурочной деятельнос­ти, отмечают необходимость межпредметной интеграции.

Как переориентировать учебный процесс на эффективное применение теоретических знаний на практике? Обучать этому необходимо не только учеников, но прежде всего педагогов. Транслировать опыт работы коллег-новаторов можно в ходе семинаров, вебинаров, мастер-классов, а также на педагогическом совете, который может проводиться в форме коворкинга.

Главная особенность этой формы методической работы в том, что все задания, определения, схемы, выводы не даются в готовом виде, а представляют собой продукт сотворчества. Для эффективной работы участники коворкинга распределяются на группы, образующие междисциплинарную среду, в которой осуществляется сотрудничество различных субъектов с целью создания “продукта”. При этом важное условие — творческая атмосфера, в которой можно обмениваться знаниями и получать опыт практической деятельности. Коворкинг обеспечивает равенство всех участников осуществляемой деятельности, предполагает обеспечение комфортных условий для каждого, кто нуждается в реализации задуманных идей. Такая форма взаимодействия наиболее продуктивна, так как дает возможность выбирать самые эффективные пути решения поставленной задачи, при этом учитывать взгляды всех участников. Коворкинг позволяет развивать умение делиться информацией и формулировать собственную точку зрения.

Как учитель может способствовать формированию функциональной грамотности учащихся? Для ее эффективного формирования применяются такие методические приемы, как алгоритмы, дискуссии, дебаты, проекты, игровые, групповые, индивидуальные упражнения, практико-­ориентированные задания.

Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. От ее сформированности напрямую зависит умение эффективно работать с информацией. Учащиеся должны не только овладеть навыками беглого чтения текста, но и понимать его смысл, научиться оценивать, выделять главное, сопоставлять между собой его детали. При работе с текстом учитель может предложить учащимся найти новое (незнакомое) слово или найти ответы на вопросы в тексте. Следует отметить, что вопрос, повторяющий текст, малоэффективен, поэтому его следует переформулировать, используя синонимы. Эффективными приемами работы с текстом также являются быстрый поиск детали, цитирование, распознание по описанию, подбор текста к рисунку или фотографии. Необходимо применять задания на выделение главной мысли из всего текста или его части, на применение информации из текста в незнакомой ситуации, на критическое оценивание достоверности представленной информации.

Задание 1. “Пчела и муха”.

Ответь на вопросы, используя текст рассказа “Пчела и муха” М.Алешина (3 класс).

  1. Что росло на лугу?
  2. Что располагалось за лугом?
  3. Для чего пчелки собирали нектар?
  4. Почему маленькая пчелка не знала, где растут белые лилии?
  5. Какими словами характеризует действие мухи автор?
  6. Что не видела на лугу муха?

Определи последовательность событий.

  • Прилетела муха.
  • Трудились пчелы и собирали нектар.
  • Разговор пчелки постарше с мухой.
  • Аромат на лугу разносился далеко-далеко.

Охарактеризуй пчелок. (Какие они?)

Математически грамотный человек для решения реальных проблем и ситуаций способен применять знания и навыки, полученные при изучении математики, строить логические цепочки рассуждений на основе математических принципов, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе математических данных.

При создании заданий на развитие математической грамотности необходимо соблюдать определенную структуру: 1 — текст-описание (вербальный или графический), 2 — иллюстрации или справочный материал, 3 — вопрос. Задачи могут содержать избыточные данные, тогда учащемуся необходимо будет выделить и использовать для решения только ту информацию, которая вступает в определенные отношения с предстоящими математическими действиями. Эффективными являются задания на пространство и форму, вероятность статистических явлений. Необходимо обучать детей изображать маршруты на карте по заданным параметрам, определять масштаб.

Хотя текстовые задачи широко применяются в математике, большинство из них направлены на использование готовых математических моделей и часто не обладают ситуационной значимостью, редко используется личный опыт. Поэтому необходимо предлагать учащимся больше межпредметных практико-ориентированных и ситуационных текстовых задач.

Задание 2. “Скаты”.

Скаты — семейство хрящевых рыб. Они обитают во всех тропических и субтропических морях. Большинство ведет донный образ жизни. Они встречаются в мелких прибрежных водах, заплывают в лагуны, мангровые заросли и солоноватые части рек. Это довольно крупные рыбы, ширина которых может достигать 9 м и более. Грудные плавники срастаются с головой, образуя ромбовидный диск. Ширина диска более чем в 1,5 раза превосходит его длину, не считая хвоста. Длина головы ската в среднем составляет 2,5 м, а туловища — 3,5 м. Спинного, анального и хвостового плавников нет, а ширина брюшных плавников в среднем составляет
1/3 от ширины тела. Скат Манта — самый крупный из скатов, масса крупных экземпляров — до 3 тонн. Рассчитайте площадь поверхности кожи самого крупного ската.

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях: непрерывность и преемственность на всех этапах общего среднего образования; межпредметная и метапредметная интеграция с целью приобретения учащимися разностороннего опыта применения полученных знаний на практике.

Одним из эффективных приемов развития естественнонаучной грамотности является использование практико-ориентированных заданий. Для составления таких заданий удобно использовать алгоритм, который включает в себя три составляющие: 1 — фабула, 2 — информация по данному вопросу, 3 — задания на работу с данной информацией.

Задание 3. “Что купить?”.

На бег трусцой в течение часа тратится 2100 кДж энергии. Сколько граммов белков или углеводов необходимо для компенсации потерь энергии на 10 минут такого бега при условии, что 1 г углеводов или белков дает при окислении 17 кДж энергии? Подберите продукт и его количество согласно данным таблицы для компенсации ваших энергозатрат.

Продукт

Содержание белков на 100 г

Содержание углеводов на 100 г

Содержание жиров на 100 г

Сок

0

12,7

0

Йо­гурт

12,0

2,5

0

Пить­евой йо­гурт

3,1

5,1

2,5

При конструировании подобного задания необходимо придерживаться следующих правил:

  • задача должна соответствовать программе курса и возрастным особенностям учащихся;
  • задание должно раскрывать связи с жизнью, практикой, производством;
  • ученик должен понимать, зачем он выполняет подобное задание и чему он может научиться при его выполнении;
  • вопрос должен быть поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике;
  • так как текст задачи должен описывать реально существующую, житейскую ситуацию, то он может иметь ряд подробнос­тей, не относящихся к основному требованию задачи;
  • текст задачи не должен указывать на способы и средства ее решения.

Для конструирования задания предлагаем следующий алгоритм.

Структурный элемент
модели

Описание

Личностно значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула

Предваряет задание, рассказывает о его содержании, мотивирует на выполнение, в фабуле такого практико-ориентированного задания сосредоточена его основная профориентационная функция

Информация по данному вопросу, представленная в разно­образном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.)

Содержит необходимый, в том числе справочный, материал для успешного выполнения задания

Задания для работы с данной информацией

Например, конструктор задач Л.С.Илюшина

Главной задачей повышения финансовой грамотности является содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам. Учащимся приходится сталкиваться с финансовыми вопросами начиная с начальной школы. Современные дети активно пользуются мобильными приложениями, платежными картами, совершают мелкие покупки, то есть они с раннего возраста оперируют денежными знаками, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. По мере взросления постоянно повышается уровень сложности финансовых вопросов, которые приходится решать. В связи с этим возникает необходимость включения в процесс обучения заданий, способствующих развитию финансовой грамотности учащихся.

Задание 4. “Разводим карпа”.

В небольшом озере Петр Иванович решил разводить карпов. Площадь озера составляет 2,2 га, а с 1 м2 можно получить 0,8 кг карпа. Какую прибыль может получить хозяин, если стои­мость 1 кг карпа при продаже составляет 7 рублей (учтите налоговый вычет 13%)? Определите, в чем заключается экономическое значение разведения карпов.

Для развития финансовой грамотности можно включать в уроки задания на уменьшение энергопотребления (определить прибор с большим энергопотреб­лением). На уроках трудового обучения можно рассчитать себестоимость самостоятельно приготовленного продукта и прио­бретенного в готовом виде, составить сравнительную характеристику стоимости материалов от разных производителей и продавцов. На занятиях по ОБЖ — ознакомить учащихся с основами финансовой безопасности: что делать, ели потерял банковскую карту, как ее заблокировать, как себя вести, если поступил подозрительный звонок из службы безопасности банка.

Развитию креативного мышления будут способствовать задания, которые не имеют однозначного решения. Они требуют выдвижения фантастических идей, их оценки и обоснования. Примером таких задач являются задания областных турниров юных физиков, химиков, биологов.

Задание 5. “Летуны”.

Способность к полету возникала многократно в различных группах многоклеточных животных. Какие анатомические, физиологические и экологические особенности благоприятствуют приобретению способности к полету? В каких классах беспоз­воночных, в которых сейчас нет летающих организмов, было бы вероятно возникновение “летунов”? Какой из выбранных вами классов был бы наиболее перспективен с этой точки зрения?

Выполнение подобных заданий не только развивает воображение учащихся, но и позволяет им лучше понять фундаментальные основы различных наук и устройство реального мира.

Вера ЛИВАНСКАЯ,
заместитель директора по учебной работе, учитель физики;
Ирина ОСТАПЧИК,
учитель биологии средней школы № 8 Гомеля
Фото Олега ИГНАТОВИЧА носят иллюстративный характер