Чернавчицкие педагоги уверены, что формирование у детей духовно-нравственных ориентиров, гражданско-патриотических чувств, моральных ценностей, привычек здорового образа жизни и экологической культуры зависит от того, насколько грамотно благоустроена и организована образовательная среда. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Опыт учреждения показывает, что системный подход к благоустройству преображает не только пространство, но и улучшает качество жизни детей, педагогов и родителей.
— Говоря о благоустройстве образовательного пространства, важно помнить, что оно предусматривает не только создание комфортных и безопасных условий, но и воспитание важных моральных качеств, — говорит заместитель заведующего по основной деятельности Марина Кучко. — Дошкольники должны гордиться своей страной, уважать ее традиции и историю, особенно в год 80-летия Великой Победы. Поэтому в нашем учреждении тема патриотизма органично соединилась с задачами благоустройства территории, результатом чего стала реализация проекта «Цветник Победы в память о героях» — был создан тематический цветник, ставший символом благодарности и уважения к подвигу защитников Родины.

Каждый элемент в оформлении цветника отражает глубокий смысл, а основной акцент композиции сделан на декоративной фигуре «Вечный огонь Победы»: пламя символически переходит в стаю журавлей, олицетворяя души павших солдат. Цветник Победы не только украсил двор, но и принес диплом І степени на районном этапе республиканского смотра-конкурса территорий учреждений образования в номинации «Эстетика территории учреждения образования. Великая Победа».
По словам М. Кучко, благоустройство нельзя представить без заботы о здоровье и безопасности детей. Современное оборудование игровых и спортивных площадок, профилактика травматизма и обучение навыкам безопасного поведения стали приоритетами в работе педагогов.
— Особую роль играет участие в государственном профилактическом проекте «Чернавчицкий сельсовет — территория здоровья», — рассказывает М. Кучко. — С апреля наше учреждение является пилотной площадкой инициативы «Здоровый детский сад». Это совпало с масштабным обновлением надворного игрового и спортивного оборудования: установлены игровые комплексы, мячебросы, лианы, брусья, качели-балансир, пружинные качалки… В результате территория стала не только красивой, но и функциональной, обеспечивая прекрасные условия для игр, спорта и активного отдыха дошкольников.
Не обходят вниманием педагоги и экологическое воспитание, отдавая приоритет не разовым акциям, а системному образовательному процессу в данном направлении: прививают ценности, привычки и навыки бережного отношения к природе.

— В саду эта работа ведется последовательно, в том числе в рамках образовательного проекта «Зеленые школы», участником которого мы являемся с 2022 г. (статус «Зеленая школа» присвоен в 2023-м), — продолжает М. Кучко. — Дети участвуют в посадке растений, ухаживают за территорией, педагоги интегрируют экологические знания в занятия и игры, а родители поддерживают инициативы и вовлекаются в проекты. Всё это создает единую систему, где «зеленое» мышление становится стилем воспитания и отражается в благоустройстве образовательного пространства.
Усилия чернавчицких педагогов не остаются незамеченными. Так, прошлый учебный год принес коллективу победу на районном и областном этапах конкурса экологических проектов «Зеленая школа», диплом Республиканского центра экологии и краеведения, награды в конкурсе «Лучшие практики реализации образовательного проекта «Зеленые школы», высокие результаты по сбору макулатуры на областном уровне, успехи в конкурсе «Энергомарафон» (два диплома І степени на районном этапе). А еще педагоги впервые участвовали в районном этапе республиканского конкурса методических разработок по проблемам изменения климата «Будущее планеты в наших руках», по итогам которого получили диплом І степени.
— Современное благоустройство образовательной среды невозможно без внимания к интеллектуальному развитию детей, — отмечает М. Кучко. — С 2021 г. мы участвуем в проекте «Информатика без розетки», направленном на развитие алгоритмического и логического мышления у старших дошкольников без использования компьютера. Занятия помогают формировать командные навыки работы, находить нестандартные решения, применять алгоритмические подходы в жизни.
В этом году учреждение вышло в финал конкурса, что подтвердило высокий уровень педмастерства коллектива и успешный опыт внедрения современных практик. Публичная защита проекта позволила презентовать лучшие наработки, а диплом І степени в номинации «Творческая мастерская» стал стимулом к дальнейшему развитию.
— Успех подчеркивает: благоустройство образовательной среды — это не только материальные объекты, но и интеллектуальное пространство, где каждый ребенок может раскрыть способности и почувствовать себя успешным, — подытоживает М. Кучко.
Сергей ГРИШКЕВИЧ
Фото из архива детского сада





