Как в ВГУ готовят экологов, микробиологов, химиков и педагогов

- 14:18Образование

На факультете химико-биологических и географических наук ВГУ учатся около 200 студентов дневной формы получения образования и 100 заочников по трем востребованным специальностям. Об этом корреспонденту «Настаўніцкай газеты» сообщили на факультете.

— На специальности «Природоведческое образование (биология и химия)» мы готовим профессиональных педагогов, способных работать в условиях цифровизации и компьютеризации. Высококвалифицированные экологи, умеющие учитывать потребности и знания экологического менеджмента и урбанистики, выходят после окончания специальности «Экология». А вот кадры для сферы науки, научно-производственных организаций, пищевой и фармацевтической промышленности мы готовим на специальности «Микробиология», — проинформировала декан Татьяна Толкачёва.

Каждый студент факультета может развиваться по выбранному направлению. Так, педагоги в будущем могут стать бакалаврами, магистрантами, кандидатами и даже докторами педагогических наук, ведь единственный в Беларуси центр развития химического образования находится именно в ВГУ. Начинающие ученые могут найти себя в одной из четырех научных школ ФХБиГН, где функционируют лаборатории ПЦР-анализа, структурно-функциональных исследований, IТ-технологий и методов обучения химии.

Учебный процесс здесь обеспечивают три кафедры: фундаментальной и прикладной биологии, химии и естественно-научного образования, экологии и географии. Функционируют девять филиалов кафедр, два учебно-научно-производственных комплекса «Биотехнология» и «Экология». Ежегодно преподаватели проходят стажировки как в нашей стране, так и за рубежом.

К тому же на факультете функционирует одна из сильнейших школ по экологии в стране.

Наша специальность «Экология» — универсальна, ведь мы готовим и экологов, и преподавателей, — сказал заведующий кафедрой Геннадий Сушко. Хотя, конечно, школы хотят заполучить учителей с квалификацией «биология и химия» или «биология и география», потому что они смогут преподавать сразу две дисциплины. Однако и наш преподаватель биологии — эколог тоже имеет свои плюсы, потому что это специалист, глубоко погруженный в современные экологические проблемы.

Такой совместный профиль позволяет студентам выполнять достойные исследовательские курсовые и дипломные работы. К тому же и перед школьным учителем стоит задача подготовить детей к конкурсам и научно-практическим конференциям по экологии. А выпускник данной специальности эту задачу вполне способен решить, ведь он знает современные методики экологических исследований и как их применить в своей профессиональной деятельности.

— Мы выпускаем специалистов и для промышленной экологии. Сейчас на любом предприятии, заводе, фирме есть экологи, владеющие нормативной документацией, законодательством и способные рассчитать выбросы и их влияние на окружающую среду. Также работаем с Витебским зеленхозом и проводим оценку состояния и жизнеспособности древесной растительности города. Мне особенно близко такое направление, как биоразнообразие, поэтому и мои ученики занимаются его изучением. Сегодня это очень острая проблема, потому что каждый день исчезает один вид на планете и теряются структурные компоненты экосистем, — добавил Г. Сушко.

Он акцентировал внимание, что сейчас его студенты 3—4-х курсов ведут крупный проект по изучению атмосферного воздуха Витебска, исследуют, как на него влияет автотранспорт, то есть «ребята учатся оценивать состояние атмосферного воздуха по потоку автомобильного транспорта».

В свою очередь, заведующая кафедрой химии и естественно-научного образования ФХБиГН Ольга Балаева-Тихомирова рассказала о специальности «Микробиология». Набор на нее начался в прошлом году, и наблюдался большой спрос среди абитуриентов — около 5 человек на место, причем с очень высокими баллами.

В ВГУ действует программа «Одаренные дети — поступившие студенты». В ее рамках выявляют ребят, которые поступали с 300 и выше баллами, для их последующего курирования наставниками.

— Если студент 1—2-го курса, поступивший к нам с более низкими баллами, стремится проявить себя в исследовательской и экспериментальной деятельности, то тоже включаем его в группу одаренных. Затем помогаем развиваться в науке, учебе, творчестве, а также участвовать в конкурсах. На выходе из университета такие студенты имеют достойное портфолио и становятся более конкурентоспособными, — отметила О. Балаева-Тихомирова.

В последнее время на факультете всё больше внимания уделяется темам экспериментальных и исследовательских работ практической направленности, которые в большинстве своем согласовываются с заказчиками кадров, чтобы в итоге получить разработанный проект, интересующий производство.

— Это стало возможным благодаря тому, что на третьем курсе работающих студентов мы отпускаем учиться по индивидуальному графику. Таким образом они имеют возможность полностью погрузиться в выполнение исследований на предприятиях. Кстати, для повышения связи с реальным сектором экономики и реализации практико-ориентированного подхода в обучении более 20 лет назад был открыт филиал на базе быстро развивающегося предприятия ООО «Белфуд Продакшн». Это наш постоянный заказчик кадров, который регулярно берет к себе на работу выпускников, а затем направляет их на обучение в магистратуру ВГУ, — пояснила заведующая кафедрой.

Ни для кого не секрет, чтобы университет развивался и из него выходили специалисты, умеющие работать, — должна быть хорошая материально-техническая база с современным оборудованием. В этом плане ВГУ за последние годы кардинально преобразился. Так, на кафедре химии и естественно-научного образования действует научно-исследовательская лаборатория структурно-функциональных исследований. Она включает в себя четыре кабинета с уникальным оборудованием, среди которого — хроматограф и анализатор клеточного метаболизма. Благодаря им выполняются исследования по заказу биохимических, фармацевтических, экологических организаций.

— Наше высшее образование — универсальное. Завершив обучение по любой специальности, выпускники имеют высокие шансы отличного трудоустройства как в учреждениях образования, так и на предприятиях реального сектора экономики. Они смогут работать и педагогами, и специалистами, и исследователями, — резюмировала О. Балаева-Тихомирова.

К слову, чтобы поступить на специальности «Природоведческое образование (биология и химия)», «Экология» и «Микробиология» факультета химико-биологических и географических наук ВГУ, необходимо сдать ЦЭ/ЦТ по химии, биологии и русскому или белорусскому языку. В этом году на бюджетное обучение планируется набрать 22, 20 и 17 человек соответственно.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото автора