Завершился II (городской) этап Республиканской олимпиады по учебному предмету “Физическая культура и здоровье”. Физкультурная общественность ожидала это событие с особым нетерпением. Анализ заявленного инвентаря заранее наводил на мысль, что участников могут ждать изменения как в туре УФП, так и в спортивных играх. Хотя глобальных нововведений в итоге не случилось, но даже небольшие корректировки вызвали крайне много вопросов.
Напомним, что подготовка мотивированных учащихся к олимпиаде годами строится по определенному алгоритму с учетом предыдущего опыта. Любые изменения в программе могут существенно повлиять не только на распределение дипломов, но и на выход учащихся в следующий этап, а в конечном счете — на их поступление в вузы и дальнейшую профессиональную траекторию.

ТЕОРИЯ: испытание на прочность
В этом году теоретический тур претерпел изменения: вместо 50 вопросов, как раньше, участникам предложили 40. Максимальный балл, соответственно, снизился с 67,5 до 57,5.
Содержательная часть оказалась чрезвычайно сложной, для многих практически непосильной. Средний участник смог ответить лишь на треть вопросов, а самые сильные ученики едва преодолели рубеж в 50%. Без преувеличения, объем знаний, которым обладают лидеры, превосходит уровень многих учителей-практиков и преподавателей профильных вузов в рамках олимпиадной тематики. Речь идет о глубоких познаниях в теории и методике физического воспитания, правилах различных спортивных игр и общей эрудиции в олимпиадном движении. Показательно, что ни один из участников не смог дать правильные ответы более чем на 70% вопросов.
ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА: новшества на ура
Большинству участников очень понравились нововведения в игровых видах. В программу включили теннисный мяч, гимнастическую палку, пластиковые барьеры и медбол. Все эти элементы органично вписались в уже знакомые двигательные действия и, безусловно, сделали тур более зрелищным и разнообразным. В этом отношении составители программы оказались абсолютно правы.
ТУР УФП: лотерея или система?
К общей радости, кардинальных замен в этом туре не произошло. Изменился только один вид — у девушек. Вместо комбинации по силовой гимнастике необходимо было выполнить метание мяча из-за головы из положения сидя.
Эта ситуация вновь поднимает важный вопрос: среди учащихся есть настоящие рекордсмены в отдельных дисциплинах, и внезапная замена вида может лишить их многолетнего преимущества. В таком случае любое нововведение рискует превратиться в лотерею, где на первый план выйдут те, кто имеет природную предрасположенность к новому упражнению.
Учащиеся, целенаправленно тренирующиеся годами, демонстрируют подавляющее превосходство в таких классических дисциплинах, как прыжок в длину с места, челночный бег и силовая гимнастика. Без упорных и систематических тренировок достичь вершины здесь невозможно. Показательно, что даже профессиональные спортсмены зачастую уступают ведущим олимпиадникам в этих специфических нормативах.
По итогам консультаций с коллегами — непосредственными участниками олимпиады — мы сошлись в едином мнении, что вносить изменения в программу в неожиданной и спонтанной форме недопустимо. Обращаемся к организаторам-разработчикам с убедительной просьбой о всех планируемых нововведениях сообщать заранее, чтобы у всех участников был равный и достаточный временной ресурс для подготовки. Только так можно сохранить справедливость конкурентной борьбы и избежать случайных результатов.
Мария Антипова, двукратная победительница заключительного этапа республиканской олимпиады:
— Я уже несколько лет участвую в олимпиаде и уверена, что смогу адаптироваться к нововведениям. Но одно изменение меня особенно огорчило — замена упражнения “сгибание и разгибание туловища” на “метание мяча”. Я являюсь рекордсменкой в этом виде и очень хотела побить свой же рекорд! Если бы о замене объявили до школьного этапа, у всех было бы время подготовиться. Зато игровые виды стали приятным сюрпризом! С теннисным мячом, гимнастической палкой и медболом полоса стала гораздо интереснее и разнообразнее. Эти новшества сразу показывают, над чем нужно работать, выявляя наши слабые стороны.
Андрей БЕЗЛЕПКИН,
учитель-методист, учитель физической культуры
и здоровья гимназии № 3 Могилева
Фото автора





