Какие учебные программы для педагогов разработал Республиканский центр развития инклюзивного образования

- 14:40Образование

В Республиканском центре развития инклюзивного образования, действующем на базе Института инклюзивного образования БГПУ, разработали 28 образовательных программ, которые помогают учебным учреждениям быть инклюзивными.

Акцент на практике

“Адаптация образовательной среды для учеников с аутизмом”, “Адаптация учебных материалов для детей с нарушением слуха и речи”, “Функциональный подход в реабилитации детей”, “Особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития” — все эти бесплатные обучающие курсы были разработаны в рамках проекта “Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка”, который реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

— На занятиях собираются уникальные по составу группы, группы-микс, — рассказывает Жанна Овчинникова, руководитель Республиканского центра развития инклюзивного образования. — Среди слушателей — педагоги и администрация учреждений дошкольного и школьного образования, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, а еще студенты, магистранты, практики из сфер здравоохранения, социальной защиты и родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития.

Когда встречаются такие разные категории слушателей, учебный процесс приобретает новые ракурсы, ведь подготовка у всех отличается, запросы — тоже. Но интерес к теме инклюзивного образования, желание помочь детям с инвалидностью учиться и развиваться вместе со сверстниками объединяют.

Несмотря на различный уровень подготовки, каждый участник получает максимум полезной и практико-ориентированной информации. Среди преподавателей — специалисты в теме инклюзивного образования, авторы тематических пособий. В программах — акцент на практике. Большинство из них рассчитано на 8, реже — на 6 или 10 учебных часов.

Например, в программе “Коррекция психомоторного развития ребенка с особыми образовательными потребностями” Любови Волковой, старшего преподавателя кафедры психологии и педагогики инклюзивного образования, 8 часов посвящено практике — физическим упражнениям в контексте телесно-ориентированного подхода, тестированию телесных ресурсов и активизации возможностей тела ребенка. И только 2 часа — емко сформулированной теории.

В программе “Поведенческий подход в коррекции расстройств аутистического спектра” Александры Брыковой, доцента кафедры психологии и педагогики инклюзивного образования, практике отдано 5 учебных часов, теории — 3 часа.

А вот в программе “Создание адаптивной образовательной среды обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях инклюзии” основательно прорабатывается теория — ей отведено 6 часов из 8.

С учетом потребностей педагогов

Прежде чем приступить к созданию новых учебных программ, спе­циалисты Института инклюзивного образования БГПУ провели масштабное исследование, в котором приняли участие 14 650 человек. Это педагоги детских садов, школ и центров дополнительного образования. Больше всего среди респондентов оказалось учителей из школ — как начального звена, так и предметников.

Результаты опроса показали, что более половины участников считают необходимым получать дополнительное образование по вопросам инклюзии в учебном процессе. А вот что касается форматов, то большинство высказалось за краткосрочные программы: семинары, практикумы и лекции на узкие темы.

Больше всего, согласно итогам исследования, педагогов интересовали темы адаптации и модификации учебных материалов, создания комфортной образовательной среды для детей с различными особенностями развития, вопросы учета особых образовательных потребностей детей в образовательном процессе, а также работы с нежелательным поведением в условиях инклюзии.

Команде центра предстояло разработать и внедрить новые программы дополнительного образования, чтобы сделать инклюзивное образование в Беларуси еще более доступным. И уже к началу 2023 года все 28 программ были готовы к запуску.

С января по февраль 2023 года каж­дая программа прошла апробацию — в общей сложности в ней приняла учас­тие почти тысяча педагогов со всей страны.

С этого момента и по ноябрь 2024 года по ним специалисты института провели 107 обучающих курсов для почти 2,5 тысячи слушателей. А всего с момента начала образовательной работы центра в 2017 году общее число слушателей всех программ составило 23,5 тысячи человек. Сегодня институт предлагает порядка 150 образовательных программ, их перечень будет расширяться, исходя из актуальных запросов системы образования, педагогов.

— Самыми востребованными стали темы работы с нежелательным поведением. И это не обязательно расстройство аутистического спектра, сейчас актуальны вопросы, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Это и различные формы проявления агрессии, и определенные страхи. У многих специалистов нет практики работы с такими случаями, поэтому актуальны и адаптация, модификация содержания учебного материала, и психолого-педагогическое сопровождение, и дополнительная коммуникация, — рассказывает Жанна ОВЧИННИКОВА.

— Доступ к курсам, которые позволяют расширить педагогический “репертуар”, работать с разными детьми с особенностями, выбрать ту самую методику, чтобы быстрее и лучше наладить контакт с ними, успешно развивать, — серьезная поддержка и помощь, — комментирует заместитель заведующей детским садом № 104 Витебска “Сказка” Ирина Пупина. — Ведь с каждым годом профессиональных вызовов становится все больше: например, увеличивается число воспитанников с РАС, и каждая история уникальна. А значит, педагогу постоянно нужно обновлять свои знания, отслеживать примеры эффективных практик, оттачивать свое мастерство.

Все это говорит о том, что современные белорусские педагоги заинтересованы в теме инклюзии и готовы изучать все доступные ресурсы, которые помогают организовать и сделать эффективным образовательный процесс со всеми категориями детей с особенностями. А для родителей детей с инвалидностью — это возможность со своей стороны погрузиться в тему инклюзивного образования, чтобы, сотрудничая с педагогами, помочь ребенку лучше адаптироваться в детском коллективе и получать новые знания.

Образование без границ

Информационные письма о доступности специальных курсов по теме инклюзии направляются в управления образования по всей стране, далее — в школы и детские сады. Помимо сайта (https://rc.bspu.by) с детальным описанием содержания каждого курса, у Рес­публиканского центра развития инклюзивного образования есть аккаунт в Viber, в ближайшее время появится собственная Instagram-страница.

Любой педагог или родитель, заинтересованный в инклюзивном подходе, может пройти обучение. Это просто, достаточно оставить онлайн-заявку на сайте центра: зайти в раздел “Услуги”, выбрать вкладку “Проект “Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка” и в конце списка курсов нажать на кнопку “Зарегистрироваться”. Можно также позвонить в Институт инклюзивного образования или прислать заявку на почту. 

Расписание курсов, запланированных на ближайшее время, размещено на сайте. Для участия необходимо пройти онлайн-регистрацию по ссылке, которая закреплена в описании курса, либо оставить заявку на него одним из названных выше способов.

Заявки на участие приходят из самых разных городов. Не у всех желающих есть возможность приехать в столицу. В центре это понимают, поэтому часть курсов можно пройти дистанционно. Среди 28 программ проекта таких 5. Некоторые курсы допускают гибридный формат участия.

Обучение проводится по мере набора групп: как только собирается минимально необходимое число слушателей, назначается дата курса.

Для краткосрочных программ на 6—8 часов набор составляет от 30 слушателей, для более длительных — например, 36 учебных часов — от 15 заявок от заинтересованных. Активный набор на курсы в новом учебном году стартует с 15 августа.

Специалисты центра создали все условия, чтобы дополнительное инклюзивное образование стало доступным для всех, кто проявляет к нему интерес. Ведь применение полученных знаний и педагогами, и родителями поможет детям с особыми образовательными потребностями получать образование, общаться со сверстниками и строить планы на будущее.

***

Детский фонд (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси находится в активном диалоге с правительством, профильными министерствами и ведомствами страны по вопросам развития инклюзивного образования в Беларуси. В рамках проекта “Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка” ЮНИСЕФ и Министерство образования проводят комплексную работу по системным изменениям в сфере образования и в обществе для создания возможностей совместного обучения со сверстниками детей с инвалидностью. На протяжении нескольких лет реализуется масштабная информационно-просветительская кампания “Просто дети в школе”, которая направлена на изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.

Ирина ИВАНОВА
Фото Надежды ТЕРЕХОВОЙ носит иллюстративный характер