По словам Л.С.Выготского, “необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения”.
Концепция химического образования ставит перед учителем ряд задач, одна из которых — создание условий для развития творческих способностей учащихся через формирование культурно-развитой личности, способной применять полученные знания в повседневной жизни и трудовой деятельности; предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде; решать практические задачи, связанные с безопасным использованием веществ и материалов. Это играет важную роль в формировании мировоззрения современного человека и его общекультурной компетентности. Развивать творческие (креативные) способности учащихся на уроках химии можно с помощью приема визуализации “Кроссенс”.
Прием “Кроссенс” (от англ. cross sense — пересечение смыслов, крестосмыслица) — это взаимосвязь изображений, способствующая составить рассказ — ассоциативную цепочку вокруг главного понятия.
Задача педагога — объяснить кроссенс, составить рассказ — ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений. Кроссенсы педагог может создавать сам, а можно и предложить ученикам создавать их самостоятельно. Можно организовать межклассовую работу с кроссенсами. Также можно организовать межклассовую работу, например, учащиеся 10 “А” класса составляют кроссенсы на закрепление изученного материала, а задача учащихся 10 “Б” класса — с помощью данного продукта определить тему урока.
Кроссенс представляет собой девять изображений. Они расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Виды кроссенса: центральный, спиральный, последовательный.
Центральный кроссенс — это последовательное открытие иллюстраций. Разгадать его можно даже с помощью одной-двух картинок, где каждая картинка указывает на угадываемый объект и является самостоятельным рассказом. Применяется как актуализация знаний, на этапе темаузнавания, закрепления изученного материала.
Центральный кроссенс по теме «Железо».
Читаем кроссенс: 1) В состав гемоглобина входит железо. 2) С метеоритом на Землю попадает железо. 3) Грецкие орехи содержат много железа. 4) Яблоко богато железом. 5) Коррозии подвергается железо. 6) Чугунные батареи содержат около 96% железа. 7) Канцелярская скрепка сделана из железа. 8) В сказке “В стране Оз” есть персонаж Железный Дровосек.
Спиральный кроссенс представляет связанные между собой картинки, полностью прочитав которые, создаем рассказ, передающий содержание урока. Этот кроссенс применим на закреплении урока, а также на обобщающем уроке, где надо совместить несколько тем в одной. Примером такого кроссенса будет кроссенс по теме “Кислоты” (8 класс).
В конце урока учащиеся должны прочитать кроссенс, применив полученные в ходе урока знания. Опрос провести можно как фронтальной, так и групповой и самостоятельной работой с последующей проверкой.
Читаем кроссенс: 1) Сероводородная кислота H2S содержится в водах некоторых минеральных источников и приносит пользу для организма. 2) Соляная кислота HCl входит в состав желудочного сока человека. 3) Азотная HNO3 и серная H2SO4 кислоты в небольших количествах встречаются в дождевой воде (кислотные дожди). 4) Муравьиная кислота содержится в организме муравьев. 5) Кислоты кислые, доказательством является лимонная кислота, которая входит в состав лимона. 6) Кислоты представляют собой вещество молекулярного строения. 7) Кислоты — едкие вещества. Попадание этих кислот на кожу или в глаза может привести к болезненным химическим ожогам. Поэтому обращаться с кислотами нужно очень осторожно. 8) Кислоты классифицируются по основности, по наличию атомов кислорода, по летучести, по растворимости, а также можно рассказать об агрегатном состоянии кислот. Таким образом, с помощью кроссенса можно оценить меру восприятия нового материала на уроке.
Кроссенс по теме “Обобщение знаний по теме “Хлороводород. Соляная кислота и ее соли” можно представить в виде иллюстраций, помогающих составить рассказ по теме с поверхностными и глубокими знаниями.
Читаем кроссенс: 1) Хлороводород HCl — это бесцветный газ с резким запахом, несколько тяжелее воздуха. Химическая связь в молекуле HCl — ковалентная полярная. 2) Хлороводород очень хорошо растворяется в воде. 3) Хлороводородная кислота — это раствор хлороводорода в воде, представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом. 4) Рассказать о химических свойствах хлороводородной кислоты. 5) В организме человека соляная кислота вырабатывается клетками слизистой оболочки желудка и входит в состав желудочного сока. Массовая доля HCl в желудочном соке человека равна 0,3—0,5%. 6) В морской воде в засушливых и пустынных районах в результате интенсивного испарения воды концентрация солей в воде сильно повышается, и соли выделяются в твердом виде, образуя солончаки. 7) Рассказать о качественных реакциях на хлорид — ионы. 8) Рассказать о применении соляной кислоты. 9) Хлорид калия KCl — ценное минеральное удобрение. Это основной экспортный продукт химической промышленности Беларуси.
Творческие продукты учащихся по теме “Углеводороды”:
Рис. 6 Кроссенс по теме “Сахароза”
Ольга ГОЛОВЕШКИНА,
учитель химии
средней школы № 27 Гомеля