Мини-речевой центр и интерактивная песочница: что помогает Кристине Рудомин из Браслава развивать речевые навыки детей

- 9:02Главная, Образование

Воспитатель детского сада № 3 Браслава Кристина Рудомин акцент в своей деятельности делает на работу с мелкой моторикой, от которой зависит развитие внимания, мышления, воображения и речи у детей. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Найти общий язык

Воспитателем Кристина Викторовна трудится 12 лет после окончания Полоцкого колледжа ВГУ имени П.М.Машерова. Работа молодого педагога увлекла с первых дней. Продолжив заочно получать высшее образование в Машеровском университете, она параллельно работала и занималась саморазвитием, в том числе повышала квалификацию в ­ВОИРО. Через два года воспитателю присвоили вторую квалификационную категорию, через три — первую, а еще через три — высшую.

C малышами мне всегда удается найти общий язык. В детстве частенько помогала родным присматривать за младшими двоюродными братьями и сестрами. Придя работать в сад, особых трудностей не испытывала, к тому же опытные коллеги всегда приходили на помощь, — вспоминает первые шаги в профессии педагог.

Вторая младшая группа Кристины Рудомин самая большая в детском саду. “Развитие речи” — основная дисциплина у дошколят. Чтобы добиться наилучших результатов, Кристина Викторовна практикует занятия со своими подопечными, выражаясь школьным языком, на повышенном уровне. Благодаря таким усилиям педагога, почти 50% ее воспитанников к окончанию детского сада выходят на норму по звукопроизношению.

— Акцент в своей деятельности делаю на развитии мелкой моторики, от которой зависит развитие внимания, мышления, воображения и речи у детей. Сегодня среди моих подопечных шесть человек нуждаются в индивидуальном подходе, так как испытывают определенные трудности с речью, с ними я занимаюсь дополнительно в свободное время, — говорит Кристина Викторовна. — Мне хочется, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в образовательный процесс, откликался на мои слова, был сфокусирован на материа­ле, старался выражать словами свои мысли, эмоции, ощущения. Для меня важны положительная динамика и результат.

Поэтому педагог не первый год самостоятельно изготавливает дидактические материалы и пособия. Среди них — мнемотаблицы для пересказа и заучивания стихотворения, электронные игры “Домашние животные и их детеныши”, “Наведи порядок”, “Игра в слова”, многочисленные магнитные мозаики, шнуровки, лэпбуки. Они основа для создания ее авторского мини-речевого центра.

Авторский подход

— В этом центре у меня собраны разноплановые дидактические игры и материалы по развитию мелкой моторики, которые я ежедневно использую в работе. Благодаря им дети начинают уверенно держать в руке карандаш. Те, кто с трудом мог выполнить даже простое задание и чаще всего рисовал абстракцию на свободную тему, теперь изображают конкретные фигуры животных, траву, солнце, — делится успехами воспитанников собеседница. — Что касается речи, скажем, четырехлетний Дима, который в начале года произносил лишь односложные слова, теперь изъясняется короткими, но связными предложениями. Его сверстник Андрей хоть пока еще не строит предложения, но уже старается хорошо проговаривать слова, научился связывать два слова в фразу.

Если вовремя не развить у маленького ребенка речь, то, когда он пойдет в школу, начнутся другие проблемы. Например, слушая, но не слыша слова, не распознавая их правильно на слух, ребенок будет писать с ошибками.

Объясняя, как проходят занятия, Кристина Рудомин приводит пример:

— Изучаем тему “Овощи”. Начинается все с артикуляционной гимнастики, которая строится на пальчиковой игре. В ходе этой разминки проговаривается стихотворный текст, который сопровождают определенные ­движения пальцев, ладоней. Так, дети за мной повторяют:

Мы капусту режем-режем,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

При этом педагог с детьми дружно выполняют соответствующие тексту движения ладонями вверх-вниз, трут кулачок о кулачок, поочередно поглаживают подушечки пальцев большим пальцем, сжимают и разжимают кулачки. Артикуляционная гимнастика проводится в начале каждого занятия, в основу которого заложен игровой момент или сюрприз. Воспитатель уточняет:

— Сюрпризом может быть, например, письмо от сказочного героя, в котором содержится просьба помочь разрешить какую-то проблемную ситуацию. Всегда придумываю что-то новое, чтобы в озорных глазках зажглись иск­ры любознательности, детям захотелось подойти ко мне, узнать, что нам предстоит делать. Также использую информационно-коммуникационные технологии. С помощью проектора демонстрирую презентации с полезным наглядным материалом.

Современные методы и методики

Также педагог при необходимости проводит часть занятий, используя уникальную интерактивную песочницу iSandBOX. Занятия в игровой форме направлены на развитие речи и коммуникации, эстетического восприятия, мелкой и крупной моторики, координации движений, воображения и памяти, скорости реакции, творческих задатков, смекалки и логического мышления.

Работа интерактивной песочницы, в которой песок, кварцуясь, самоочищается, а также увлажняется, построена на технологиях дополненной реальности. Наличие 30 игровых режимов, функции сенсорного стола и оживших рисунков делает песочницу волшебной вселенной. С ее помощью мальчишкам и девчонкам намного интереснее изучать мир животных, ландшафты нашей планеты, времена года, подводный мир, Солнечную систему, материки и т.д.

— Ребенок своими руками строит гору из песка, а буквально через минуту наблюдает в цветной проекции, как происходит извержение вулкана. Или делает углубление в песке, которое на его глазах заливается синим цветом, словно наполняется водой, превращаясь в море с красочными обитателями, — говорит Кристина Викторовна. — Такие занятия с песком через развитие мелкой моторики стимулируют работу мозга. А речь — это отражение мышления, памяти, внимания, особенностей вос­приятия окружающего мира.

На базе сада создан районный ресурсный центр по развитию речи для воспитателей, учителей-дефектологов Браславщины, которые работают в интегрированных группах. Также в учреждении есть две специальные разновозрастные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Прикладывая массу усилий по развитию речевых навыков детей, воспитатель отмечает, что важно найти общий язык и с родителями воспитанников. Необходимо, чтобы они были первыми помощниками и дома находили время для совместных занятий с ребенком. Для самостоятельной работы мам и пап педагог разработала около десятка электронных упражнений, которые размещены в открытом доступе на сайте учреждения в блоке “Ресурсный центр” во вкладке “Блог ресурсного центра”. Там есть мультимедийные, дидактические, сюжетно-ролевые игры по развитию речи и культуры речевого общения, эффективные и простые упражнения, приемы и техники по развитию речи для дошкольников любого возраста. А также практические советы родителям.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора