Ведущая рубрики — Наталия БУШНАЯ,
директор столичной гимназии № 1
имени Ф.Скорины
Среди представителей поколения нынешних выпускников школ наверняка есть те, кому уже исполнилось 17 лет. А это значит, что в 2024 году им предстоит сделать свой выбор — ровно через год, когда в стране состоится избирательная кампания в условиях новаций Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Нас, педагогов, родительскую общественность, волнует вопрос: насколько готово молодое поколение к проявлению правовой культуры личности в условиях конституционного строительства, конструктивного диалога государства и гражданского общества?..
Антигосударственные действия отдельных представителей общества, связанные с нарушением закона, с которыми, к сожалению, нам пришлось столкнуться в августе 2020 года, явились в определенной степени следствием низкой правовой культуры и правового самосознания. И то и другое формируется посредством гражданского, патриотического, идеологического и нравственного воспитания. Поэтому важными направлениями воспитательной работы в школе, в Год мира и созидания особенно, выступает формирование уважения подрастающего поколения к государственности, праву, закону и педагогическое культивирование ответственности взрослеющего человека за свои поступки и их последствия.
Свобода и ответственность — взаимосвязанные духовно-ценностные составляющие созидательной деятельности человека в правовом государстве. Свобода личности как возможность действовать на достижение поставленной цели влечет за собой ответственность. В свою очередь ответственность, определяемая сознательным выполнением взаимных требований во взаимоотношениях личности с обществом и государством, предоставляет ей конституционно гарантированную свободу.
Наших школьников окружает огромное число соблазнов, потенциальных рисков, угроз. Вместе с тем широкий спектр возможностей, который предоставляет современный социум, и высокая степень свободы предопределяют требования к ценностно-смысловой регуляции поведения и деятельности учащегося, способного контролировать свою деятельность и брать осознанную ответственность за ее результаты.
Мы извлекли уроки 2020 года. Сегодня старт занятиям в каждой четверти задает общешкольная линейка, которая начинается с выноса Государственного флага и исполнения гимна нашей страны.
Социальная ответственность, как известно, представляет собой этический принцип, который опирается на общественный долг и предполагает, что в процессе принятия решений сама личность призвана учитывать не только индивидуальные интересы, но и ценности, цели социальных групп и общества. Данный фундаментальный принцип закреплен в обновленной Конституции Республики Беларусь. Становление социальной ответственности и самостоятельности личности происходит под воздействием ценностей и смыслов. Взрослеющее молодое поколение — старшеклассники, подростки и, как мы наблюдаем сегодня, младшие школьники — к приоритетным ценностям относит свободу. Поэтому важно сформировать у учащегося осознание того, что свобода как возможность действовать на достижение поставленной цели влечет за собой ответственность и правовую возможность конструктивной самореализации.
Согласитесь, социально ответственное поведение учащегося предполагает высокий уровень его дисциплины. Быть сегодня дисциплинированным школьником — это не просто сидеть тихо на уроке, выполняя требования педагогов. Понятие дисциплины гораздо шире. Дисциплина — это система общих ценностей, стабильных ожиданий о том, что значимо и важно для коллектива учреждения. Ответственное отношение к учебному труду, уважение к нашей государственности должны стать цементирующей основой системы ценностей коллектива школы. А семье и школе необходимо объединить свои усилия для того, чтобы сформировать у учащихся отношение к учебному труду как социально значимому виду деятельности и обеспечить осознание взрослеющим человеком всей полноты требований, предъявляемых к нему школой, обществом, государством. И тогда дисциплина придаст уверенности в своей деятельности всем субъектам образовательных отношений, как учащимся, так и родителям, педагогам.
В этом отношении отмечу значимость новых нормативных правовых документов, которые регулируют современный образовательный процесс в динамичных условиях цифрового общества и призваны обеспечить устойчивое функционирование и развитие учреждения образования. Таковыми являются Государственный школьный стандарт, направленный на обеспечение эффективности образовательного процесса, укрепление дисциплины и правопорядка, Положение о студенческом (ученическом) совете учреждения образования, родительском комитете, которые призваны развивать самоуправление в школе, Правила педагогических работников, направленные на повышение эффективности взаимодействия участников образовательных отношений, и др. Правовой нормой закреплена обязательность посещения учащимися не только учебных занятий, но и классных и информационных часов, участия в мероприятиях общественно полезного труда, соблюдения делового стиля одежды и др. Как видим, разработана целостная правовая система построения отношений между участниками образовательных отношений. Тогда как реализация этих правил и норм во многом напрямую зависит от нас, педагогов.
Важно сформировать у учащегося осознание того, что свобода как возможность действовать на достижение поставленной цели влечет за собой ответственность и правовую возможность конструктивной самореализации.
Безусловно, важное значение в формировании правовой культуры учащихся имеет правовое просвещение. Его базисом в школе является формирование знаний о генезисе белорусской государственности, ходе государственного строительства, государственных символах на основе единства исторической, образовательной и молодежной политики. Изучая героическое прошлое нашего народа, важно не оставить без внимания вклад молодого поколения в укрепление нашей государственности. Сформировать правовую культуру под принуждением невозможно — только в совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей. И, безусловно, на личном примере педагога с национально-государственной позицией.
Мы извлекли уроки 2020 года. Сегодня старт занятиям в каждой новой четверти задает общешкольная линейка, которая начинается с выноса Государственного флага и исполнения гимна нашей страны. И когда тысячный коллектив учащихся и педагогов исполняет “Мы, беларусы — мiрныя людзi, сэрцам адданыя роднай зямлi…”, то невольно приходят на память слова нашего Президента о том, что каждый из нас на своем месте должен трудиться с полной отдачей на благо себя, своих близких и своего Отечества.