На областном фестивале в Гомеле «Педагогические надежды — 2025» опытные педагоги делились секретами и лайфхаками

- 10:08Образование

Кто из педагогов потерялся на месяцы, готовясь к республиканскому конкурсу “Учитель года”? Кто был не только учителем в классе, но и перевоплотился в почтальона? Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

На областном фестивале “Педагогические надежды — 2025” опытные педагоги, участники и победители конкурса “Учитель года” разных лет щедро делились секретами и лайфхаками.

Знания и сила духа

Областной фестиваль “Педагогические надежды — 2025” — традиционная площадка для обмена опытом в системе образования Гомельской области и важный этап подготовки к конкурсу “Учитель года”. Четырехдневный форум объединил молодых, опытных и креативных педагогов и прошел по инициативе ГОИРО при поддержке главного управления образования Гомельского облисполкома и областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Участников приветствовал начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Руслан Смирнов, который подчеркнул, что педагогический фестиваль — это преамбула, подготовительный этап к серьезному и важному событию — республиканскому конкурсу профессионального мастерства “Учитель года Республики Беларусь”. Педагоги Гомельщины дважды становились победителями этого престижного конкурса, что очень важно и знаково для региона.

— Хочу пожелать успехов в достижении цели. Вижу, что среди вас есть те, кто идет к победе с искренним желанием. Проявите себя! И пусть всем, кто стремится к победе, улыбнется удача, — пожелал Руслан Иванович.

Проректор по учебной работе Ольга Блажко и проректор по научно-методической работе Гомельского областного института развития образования Лидия Никифорова подчеркнули, что “Педагогические надежды” — эффективная профессиональная площадка, которая позволяет актуализировать знания о перспективах развития педагогической науки, методике преподавания, психологии общения. Также участники совершенствуют умения убеждать и аргументировать, решать конфликтные ситуации и выступать перед любой аудиторией, демонстрируя собственный опыт.

В фестивале “Педагогические надежды — 2025” приняли участие 73 потенциальных участника конкурса “Учитель года” и их опытные коллеги, которые также включились в режим подготовки к масштабному событию, которое состоится в сентябре 2026 года.

— Победители прошлых лет, лауреаты и призеры заключительных этапов конкурса “Учитель года”, представители областного клуба “Зорнае крыло” выступили в роли экспертов и руководителей команд, помогая готовить новых участников. Эти педагоги щедро делились своим опытом, мотивируя коллег к профессиональному росту и развитию, — сказала Ольга Александровна.

Организаторы рассказали участникам фестиваля, как пройдут конкурсные мероприятия, отметили две новые номинации — “Молодой учитель” и “Молодой директор учреждения образования, реализующего программы общего среднего образования”.

Напутственные слова прозвучали от абсолютного победителя конкурса “Учитель года Республики Беларусь — 2023” Сергея Михайловича Шаминского:

— Этот конкурс — нелегкое испытание, требующее не только знаний, но и силы духа. Истинную радость вы познаете именно тогда, когда преодолеете все трудности и пройдете этапы конкурсной программы. Принимая в нем участие, вы уже одержали маленькую победу — победу над самим собой, своими сомнениями и страхами. Идите вперед, будьте честными и искренними, делайте все правильно, а дорога обязательно приведет вас к цели.

К слову, Сергей Михайлович поддержал коллег не только словом, но и делом, представив мини-урок на сцене. Это испытание проходят только в суперфинале, где за 15 минут необходимо провести полноценный урок.

Профи на все 100%

Во время панельной дискуссии с будущими конкурсантами опытные педагоги-эксперты рассказывали о подготовке к каждому этапу и делились личными историями. Например, во время проведения конкурсного урока в незнакомом классе Сергей Шаминский брал с собой будильник, чтобы точно выдержать регламент времени. Но особенно впечатлило всех его умение находить общий язык с учениками: сказав на том уроке, что вот-вот появится почтальон, он переключил внимание ребят и даже жюри на двери класса… А сам за считанные секунды, накинув на себя фуражку и сумку, перевоплотился в почтальона. А когда некоторые маленькие художники случайно испачкались краской, Сергей Михайлович помог им аккуратно смыть краску с ладоней и парты. Этот момент проявления заботы и доверия надолго остался в памяти всех присутствующих.

Сергей Шаминский сравнил конкурс с настоящей битвой, в которой сложно выиграть одному человеку — здесь важна работа всей команды.

Однако на сцене в финале именно участник выбирает траекторию и отвечает за результат.

Учитель информатики средней школы № 7 Калинковичей Ольга Афанасьева рассказала о том, что подготовка к конкурсу “Учитель года” требовала ежедневной и многочасовой работы. Она подчеркнула огромную роль поддержки семьи, которая была рядом на протяжении всего пути. В свою очередь, трое ее сыновей и супруг с большим волнением следили за конкурсом — для всей семьи это стало значимым событием.

Директор Гомельского государственного областного лицея Марина Капцевич вспомнила, как готовилась к конкурсу, решая в том числе задания ЦТ. Она акцентировала внимание на том, что с детьми нужно быть на одной волне, а оценка деятельности ребенка максимально важна для него. Во время урока в незнакомом классе, рассмат­ривая строение бактериальной клетки, она сравнивала йогуры с бифидобактериями и без них. Так дети изучали, от чего зависит срок годности продукта и в чем его преимущества. Марина Викторовна также выделила главное правило, которого следует придерживаться: не играть чью-то роль, создавая образ, а оставаться самим собой.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 10 Гомеля Ольга Кислова дважды принимала участие в конкурсе, став лауреатом республиканского конкурса в 2014 году. Она выделила ключевые аспекты педагогического мастерства — как обеспечить успешность урока, соотнести его цель с содержанием и подобрать эффективные приемы преподавания.

Завершающим аккордом панельной дискуссии стали искренние пожелания именитых педагогов будущим участникам конкурса профмастерства — смело ставить перед собой цели и уверенно стремиться к их достижению. А потом участники погрузились в мастер-классы, методический интенсив, интер­активные лекции, поучаствовали в турнире ораторов, презентации стендовых докладов, тренингах, решении педагогических ситуаций.

 Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора